Уважаемый Алексей,Alex7 писал(а):Уважаемый VINT.
Очень было бы интересно посмотреть шасси после Вашей реставрации. И что это за консервация такая, чем и как её делают?
И ещё, у меня на "Восток 49", внутри на каждой детали корпуса стоит подпись простым карандашом (видимо ОТК или подпись того, кто делал).
Как их сохранить? Корпус внутри грязный, если наждачкой, то сотрётся, как то мыть или чистить?
сожалею, но я сейчас в командировке, фото под рукой нет, будут к концу недели, как вернусь. Постараюсь ответить на другие вопросы.
ЧТО ТАКОЕ КОНСЕРВАЦИЯ?
Консервация – это завершающие действия в процессе реставрации. По-простому – это фиксация достигнутого состояния предмета для обеспечения его сохранности на длительное время от воздействия разрушающих факторов окружающей среды. Эти действия проводятся ТОЛЬКО после тщательной расчистки, борьбы с вредителями, грибками, коррозией (и т.п.), восполнения утрат, укрепления, ремонта или реконструкции (при необходимости).
ЧЕМ И КАК ЕЕ ДЕЛАЮТ?
Это не простой вопрос, потому что универсальных приемов консервации не существует, они отличаются в зависимости от материалов предмета, их состояния и условий последующей эксплуатации (хранения) предмета. Наиболее распространены (хотя далеко не единственны) для этого - лакирование или вощение (обработка жидким воском). Причем воск – не обычный, а специально приготовленный, повышенной прочности (он быстрее сохнет и очень хорошо держится на любых поверхностях, особенно на дереве, металле и бумаге (картоне). Его можно приобрести в магазинах для художников или специализированных мебельных магазинах. В Европе, кроме этого, используют специальное масло (в детали вдаваться не буду). Технология нанесения этих составов похожа на нанесение лака (чаще – мягкой синтетической кистью). Нанесенный состав достигает нужной твердости обычно в течение суток (подчеркиваю – специальный состав; низкий по качеству воск может «сохнуть» неделями и очень долго сохранять липкость).
КАРАНДАШНЫЕ НАДПИСИ.
При отсутствии разрушений материала основы, на любых поверхностях они могут сохраняться столетиями без видимых изменений, особенно на древесине. Они хорошо сохраняются при сухой расчистке поверхности. Но даже при мойке нейтральными водными растворами (без жесткой щетки) они почти не меняются (в отличие от оттисков штампов, выполненных мастикой). Лучшим средством их консервации считается тонкий слой прозрачного воска.
ОЧИСТКА КОРПУСА РАДИОПРИЕМНИКА
Корпуса радиоприемников ВСЕГДА нужно расчищать не только снаружи, но и внутри. Это еще и "техника безопасности" (кто знает, какая зараза может храниться в мелких щелях, многолетних наслоениях пыли, паутины и т.п.!). О наждачке лучше забыть: она не чистит, а только наносит раны поверхности. Для расчистки последовательно используются технологии сухой очистки с переходом к специальным жидкостям (теплая вода с мягким мылом, растворители, смывки, отпаривание (для столярного клея) и т.п.) и наконец – циклевка, крацевание (как самое жесткое средство). Для выравнивания очищенной поверхности применяется ее промывка растворителями и легкая шлифовка мелкой наждачной губкой. Понятно, что там, где имеются «значимые» надписи, технологии механической расчистки не применяются, а перед применением растворов делаются микротесты на краешке надписей.
Приношу извинения за этот беглый обзор – это лишь самая общая информация, которую все-таки необходимо представлять, приступая к реставрации. Замечу лишь: все это применяют тогда, когда речь идет о сохранении исторического облика предмета. Там, где мастер предполагает превратить предмет в нечто иное – он сам решает, что и как ему делать.
И еще, Алексей, постарайтесь меня понять: мне очень неудобно на этой площадке, где представлены уважаемые Мастера, которые по большей части занимаются несколько иными вещами, чем музейные реставраторы, выступать с подробными лекциями на темы моей профессии. Все же здесь несколько иные задачи. Готов помочь каким-то конкретными советами, не нарушая при этом обшей философии форума.
Желаю удачи!
С уважением, VINT