Выходная мошность УНЧ радиоприемников Факты.

Модератор: Gnat

RadioSvit
Сообщения: 1285
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 1:57 pm
Откуда: Украина .Закарпатье. г.Свалява.

Сообщение RadioSvit » Пн июл 11, 2011 11:07 pm

RadioSvit » 26 июл 2010, 22:48

Из всех радиозаводов бывшего СССР не найдется больше ни одного , который бы приложил столько усилий и новаторства в области натурализации звука радиоприемников , как это сделала Рижская "Радиотехника".Качественный звук у РРЗ всегда был на первом месте. И традиция эта сложилась еще во времена сотрудничества с Телефункеном . Т-689, РИГА-10 , Фестиваль . Везде конструкторам удавалось выжать из "ящика" все на пределе возможного ... Не стала исключением здесь и "Сакта".Унч собран на двух триодах (6Н2П) и вых. пентоде 6П14П . Во всех трех каскадах автоматическое смещение , во втором- местная ООС по току. Неглубокая общая ООС применена больше для глубокой регулировки тембра, чем для существенного снижения искажений . Но самое главное здесь -- очередное новаторство. Ультралинейный выходной каскад , приближающий х-ку выходного пентода к х-ке вых. триода . И повышающий общую линейность усилителя при снижении , естественно , коэффициента гармоник.


[ИзображениеИзображениеИзображение

Фото №1. РТ в максимальном положении.
Фото №2. РТ в положении линейной АЧХ . Почти идиальная форма импульса , но... Об этом позже .
Фото №3. Синусоида и ее ограничение симметрично.
При первом же взгляде на меандр бросается в глаза фантастическая полоса пропускания, - 15--- 17кГц будет гарантированно . Как и высокая скорость нарастания выходного напряжения . При очень глубокой регулировке тембров на "подьем" АЧХ . Х--ки почти повторяют данные Фестиваля !!!
К большому сожелению неустойчивость "на низах" (самовозбуды , фото №2), неустойчивая переходная х-ка
характерные для Фестиваля ,присущи и Сакте . Все это приносило массу проблем при конвеерной сборке , а так же требовало наличие высококвалифицированных сборщиков и регулировщиков .
Данные по мощности.
50 Гц---60 Гц---80 Гц---100 Гц---1 кГц---5 кГц---6 кГц---8 кГц---10 кГц .
2 Вт.---3 Вт-----5 Вт.----4,8 Вт----4,6 Вт---4,0 Вт---4 Вт---3,4 Вт---3 Вт.

Традиции Телефункена и Т-689 живы ?! Выводы делаем сами...
Последний раз редактировалось RadioSvit Пт июл 15, 2011 9:39 pm, всего редактировалось 1 раз.

RadioSvit
Сообщения: 1285
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 1:57 pm
Откуда: Украина .Закарпатье. г.Свалява.

Сообщение RadioSvit » Пн июл 11, 2011 11:32 pm

Re: Выходная мошность УНЧ радиоприемников .
RadioSvit » 29 июл 2010, 00:53

В завершнние цыкла измерения мощности пальчиковых приемников второго класса ,предлагаю ознакомиться с результатами измерений по литовской Вайве, австрийскому Ингелену и немецкой Сабе. А также - первокласного Люкса .
Отличительной особенностью усилителя магнитолы Вайва являются очень точно расщитанные "кланг-регистры" и такие удобные опции как "интим" и отключение боковых высокочастотных громкоговорителей . При помощи кнопки "интим" не только снижается уровень отдаваемой мощности на 20 Дб ( в 10 раз) , но и вдва раза уменьшается яркость подсветки шкалы , что безспорно очень удобно вечером в спальне ... :-D . Есть три фиксированных положений регистра ( "Оркестр","Соло","Речь") , четвертое -при плавной регулировке тембра , и дополнительная функция "Басс",-
позволяют создать множество вариантов тембральной окраски звука ,. Унч состоит из трех каскадов ( два триода на 6Н2П и 6П14П) , везде автоматическое смещение . В обеих триодах местная ООС по току , улучшающих общую линейность УНЧ. Очень умело применена общая ООС с регуляторами тембра в ее цепи ,- никаких искривлений формы синусоиды в диапазоне 100 Гц-15 кГц ( а значит и увеличения Кг.% ) не наблюдается .
Реакция усилителя на "меандр" указывает на очень широкую полосу пропускания (около 15 кГц в положении "Оркестр") , что и будет со временем доказано при снятии АЧХ . При очень хорошей устойчивости к "возбудам" и стабильной переходной х-ки .


ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Фото №1. Вкл. "Оркестр" . Польем "НЧ" и "ВЧ".
Фото №2. Вкл. "Соло". Завал "Вч".
Фото №3. Вкл. "Речь". Завал "НЧ" и "ВЧ".
Фото №4. Регистры выключены , рег. тембра в среднем ( линейном) положении .

Интересны данные по вых. мощности.
50 Гц----60 Гц---- 80 Гц----100 Гц----1 кГц----5 кГц----6 кГц----8 кГц----10 кГц .
3 Вт----3,2 Вт----3,2 Вт----4 Вт-------3,2 Вт---3,2 Вт----2,6Вт----2,5 Вт---2,15 Вт.


Невероятно высокая линейность усилителя !!! Особенно поражает участок ниже 100 Гц .Здесь даже лучше чем у "Сакты" . При гораздо лучшей устойчивости к возбуждению .

Вывод . УНЧ Вайвы является самым функциональным ,самым линейным , самым отшлифованным усилком всего второго класса , заслуживающим намного лучшей нагрузки чем немошные 2ГД-7 , с их резонансом на 100 Гц. Результат был бы еще лучше . Конкуренцию ему могут составить только Сакта и Минск -58 .


И дополнительные выводы задним числом , спустя год ... :-D Безспорно , УНЧ Вайвы является одним из лучших в советских ламповых приемниках второго класса , и вместе с усилителями Сакты и Минска-58 , их можно взять за эталон . Достойный ответ Чемберлену , - то есть Грюндигам , Сабам , Нордменде 50-х годов . Только два небольших ньюанса , - как минимум пятилетнее отставание от концептов и ... никудышнее качество динамиков Вайвы , сводящее на нет все преимущества ее УНЧ :( . Но это беда не только ее ... :(
Последний раз редактировалось RadioSvit Пт июл 15, 2011 9:41 pm, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Юрий
Сообщения: 7309
Зарегистрирован: Вс янв 16, 2011 9:09 pm
Откуда: Крым Саки

Сообщение Юрий » Пн июл 11, 2011 11:40 pm

Дербаль Петро / RadioSvit писал(а): это тема не о качестве звука, а о его количестве
Петро! В некоторых моментах Вы уже касаетесь качественных показателей - все взаимосвязано и качество и количество Удачи Вам ! С уважением Юрий
Корниенко Юрий Викторович

RadioSvit
Сообщения: 1285
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 1:57 pm
Откуда: Украина .Закарпатье. г.Свалява.

Сообщение RadioSvit » Вт июл 12, 2011 4:32 pm

Добавил фотовложения измерительного процесса по Латвии и Минску-58 . Кому интересен - смотрите .

RadioSvit
Сообщения: 1285
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 1:57 pm
Откуда: Украина .Закарпатье. г.Свалява.

Сообщение RadioSvit » Вт июл 12, 2011 4:49 pm

По завершению измерений мощности "пальцевых" приемников второго класса подаю для сравнения измеренные хар--ки европейских аналогов ,- австрийского Ингелена Фиделио УКВ и Сабы Линдау . Оба середины 50-х и оба с УКВ. Схемотехника унч тоже схожая . В обеих входной триод ЕАВС-80 с заземленным катодом ( ест-но без ООС ). Смешение с помощью микротоков сетки на резисторе 10 Мом в ее цепи ( у Сабы) и от источника отрицательного напряжения у Ингелена . Выходные лампы EL-41 у Сабы и EL-84 у ее конкурента .. Общая ООС в Сабе отсутствует, как и местная по току . Зато есть местная частото-зависсимая по переменному напряжению , - очень хитро сделанная с использованием дополнительного звукового трансформатора . У Ингелена наоборот,- неглубокая общая частото-зависимая ООС при отсутствии местной . Регуляторы тембра у
Ингелена плавные и раздельные по "нч" и "вч" с дополнительными кланг- регистрами "Качество" , "Избирательность","Речь" . У Сабы - только регистры (пять положений ) , плюс "подьем НЧ" . Итого 10 фикс. настроек тембра.
В процессе измерений поразила большая чувствительность усилителя Сабы - 60 мВт. Оказалось , - при работе в режиме "УКВ" и с источником внешнего сигнала ("адаптер") ,- триод триод-гептода ECH-81 используется в качестве дополнительного входного каскада УНЧ . А при приеме ДВ,СВ,КВ -- как гетеродин . Кажется , тут немцы уже явно перемудрили... Как раз этот каскад и вносит довольно большие частотные искажения ,сильно ограничивая динамику и изменяя форму меандра . Без этого каскада ( при приеме АМ и приподаче сигнала генератора на рег. громкости ) АЧХ унч выглядит гораздо ровнее. Возможно подсела какая емкость ,- поэтому по Сабе пока подаю только данные по выходной мощности , без анализа усилка по "меандру".


ИзображениеИзображение

Ну а по австрийцу следующее .
Фото №1 . "ВЧ" и "НЧ" на "максе".
Фото №2. "ВЧ " на середине , "НЧ" на "максе".
Интересно ,что при уменьшении уровня "ВЧ" ,- дополнительно увеличивается отдача на басах.
Полоса пропускания в пределах 10-12 кГц.

Данные по мошности .
------------50 Гц----60 Гц----80 Гц----100 Гц----1 кГц----5 кГц----6 кГц----8 кГц----10 кГц.
Саба-------1,8 Вт---1,9 Вт----2,2 Вт---2,1 Вт----2,4 Вт----2,4 Вт---2,4Вт----2,4 Вт---1,8 Вт.
Ингелен ---2 Вт-----2,7 Вт---3,5 Вт----4 Вт------4 Вт------4 Вт------4 Вт-----4 Вт------4 Вт.
У обеих аппаратах потрясающая линейность , а у Ингелена - еще и приличная мощность ...
Тут свое весомое слово сказали выходные трансы из высококачественной стали и довольно низкое внутреннее сопротивление входных триодов ( ок. 5о кОм ), легко справляющихся с входной динамической емкостью
EL-41 и EL-84 . Меньшая же мошность Сабы обьясняется меньшей мошностью EL-41.

Вывод. Немецкая и австрийская школа в 50-х еще пытались идти в русле своих довоенных традиций при изготовлении радиоприемников . Ясно видна тенденция "выдавливания" максимальных характеристик по звуку , при умеренной простоте схемотехники и высоком качестве комплектующих . До детектора же преобладает простота и рациональность...
Последний раз редактировалось RadioSvit Пт июл 15, 2011 9:43 pm, всего редактировалось 1 раз.

RadioSvit
Сообщения: 1285
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 1:57 pm
Откуда: Украина .Закарпатье. г.Свалява.

Сообщение RadioSvit » Вт июл 12, 2011 5:18 pm

Пост Валерия Васильевича удалил . Хватит уже херней заниматься . В десятый раз уже не намерен ничего никому доказывать . 8-) Дискуссии ведутся не здесь , тут только практические работы . 8-)

RadioSvit
Сообщения: 1285
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 1:57 pm
Откуда: Украина .Закарпатье. г.Свалява.

Сообщение RadioSvit » Чт июл 14, 2011 7:40 pm

[Re: Выходная мошность УНЧ радиоприемников .
RadioSvit » 01 авг 2010, 23:22

Сегодня ,-несколько раз анонсированный и в сомнениях отвергаемый до лучших времен первокласный "ЛЮКС". Прекрасно и мягко звучащий аппарат , при проверке показал очень посредственные х-ки по мошности . Почему дважды подвергался тщательной диагностике , проверке режимов и замене ламп. Без заметных результатов . Больше того ,- самая большая моща оказалась на родных 6П14П 56г., а не на новых с 86 -го .!
После чего ( а надо было раньше ...) внимательно проанализировав всю схему , нашел источник разочарования .
Но , все по порядку . УНЧ собран на двух 6Н2П ( три триода ) и двух 6П14П . Во всех предварительных каскадах - автоматическое смещение . В двухтактном оконечном - с помощью токового резистора между "минусовой" цепью выпрямителя и "землей", падение напряжения на котором и создает желаемые
8,5 Вольт .Входной каскад охвачен местной обратной связью по току ( незашунтированный конденсатором резистор в катоде ). Регулятор тембра "НЧ" - "правильный" класический , не входящий в общую ООС . Второй каскад вместе с фазоинвертором создают единый тендем с непосредственной гальванической свяью между анодом второго каскада и сеткой фазоинвертора . Своеобразный " Лоффтин-Ввайт" , но в предварителе .
Этот каскад , фазоинвертор и оконечный охвачены общей ООС , в цепи которой находится регулятор "ВЧ". Фазоинвертор ,- абсолютно симметричный , с разделенной нагрузкой . Достоинством такой схемотехники являются высокая симметричность полуволн ,высокая линейность УНЧ, долговременная стабильность хар-тик,технологичность в производстве и качество звучания ( ввиду отсутствия лишнего переходного конденсатора ,- подтверждается на практике ...) Есть только одна большая ложка дегтя...
Что и является причиной пониженной выходной мошности. У фазоинвертора с разделенной нагрузкой очень быстро наступает фаза "клиппирования" (ограничения амплитуды сигнала) , так как каскад не усиливающий , а сродни катодному повторителю , но разделяющий сигнал на две половины . После такого каскада в класных усилках обязательно идут два драйвера на каждую полуволну ,что б добиться максимальных показателей . Или,как вариант, повысить напряжение питания фазоинвертора в 1,5- 2 раза . Но кто бы с этим парился в условиях массового производства ...
Видимо ,так посчитали и на ВЭФе , избрав более технологичный и спокойный вариант , пожертвовав максимальной мошностью.


ИзображениеИзображениеИзображение

Фото №1. Регуляторы тембра "НЧ" и "ВЧ" на максимуме . Глубокий подьем на низах и верхах без переходных паразитных колебаний и возбудов. Очень хорошо.
Фото №2. Регуляторы в среднем положении .Тоже неплохо.
Фото №3. Идиальная симметричность полуволн - заслуга примененного фазоинвертора .
Данные по мошности.
50 Гц----60 Гц----80 Гц----100 Гц----1 кГц----5 кГц----6 кГц----8 кГц----10 кГц .
2,8 Вт----3 Вт-----3,2 Вт----3,4 Вт-----4 Вт----3,9 Вт----3,6 Вт---2,9 Вт----2,1 Вт.

Вопрос ,- а где заявленные 6 Вт ?!! Я не знаю ... :search: :unknow:
К сожелению , это тоже "заслуга " симетричного фазоинвертора....
Вывод . В производстве радиоприемников с середины 50-ых годов , ВЭФ стал придерживаться рациональной и с минимальными затратами технологичной концепции , чем и сместил себя в нишу более дешевой продукции , ставши практически антиподом "Радиотехники".
Последний раз редактировалось RadioSvit Пт июл 15, 2011 9:46 pm, всего редактировалось 2 раза.

RadioSvit
Сообщения: 1285
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 1:57 pm
Откуда: Украина .Закарпатье. г.Свалява.

Сообщение RadioSvit » Чт июл 14, 2011 8:10 pm

Re: Выходная мошность УНЧ радиоприемников .
RadioSvit » 14 ноя 2010, 21:36

После четырехмесячного перерыва , связанного с строительными авралами , - добрался наконец до лаборатории и незавершенным радиоизмерительным делам . Благо, - за это время появились некоторые аппараты , представляющие собой определенный метрологический интерес... Здесь прежде всего любопытно противостояние двух аппаратов высшего класса на "пальцах" ,- "Эстония 3М" и "Симфония 003 Стерео". Особенно на фоне двух разных "Фестивалей" ( раннего и позднего) и не прекращающихся споров сторонников и противников "пальцевых" ламп .

И так , трехсторонний матч -- Эстония , Симфония , Фестиваль ...

Начинает Эстония 3 М .
Последний раз редактировалось RadioSvit Пт июл 15, 2011 9:47 pm, всего редактировалось 1 раз.

RadioSvit
Сообщения: 1285
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 1:57 pm
Откуда: Украина .Закарпатье. г.Свалява.

Сообщение RadioSvit » Чт июл 14, 2011 11:52 pm

RadioSvit » 15 ноя 2010, 21:29
Эстония 3М.

Эстония 3М относится к числу тех многочисленных аппаратов середины 60-ых , на облике которых коснувшаяся волна дизайнерской модернизации и технологической рационализации ,- оставила самые безобразные следы . Сродни следу от хирургического скальпеля . От радующего глаз изящества в дизайне Эстонии 55 не осталось и следу , равно как и от ласкающего уши - звука всех предыдущих Эстоний .Как будто эстонцы сами испугались высоты той планки , которую они в трех предыдущих попытках с такой легкостью взяли ... Но если колото-рубленный дизайн с дурацкими белыми пластмассовыми решетками еще можно как то принять ( ведь мода все ж таки ... Хоть и быстропроходящая ...), то акустическая система из двух 4ГД-7 , призванная обслуживать мошный двухтактный усилок -- вызывает только разочарование ...
В Эстонии 3 , в той что без "М" - она ж почти шедевр ... Но это все эмоции ...Они преходящи...
Цыфры в таблице и осциллограммы им не подвластны ...
Последний раз редактировалось RadioSvit Пт июл 15, 2011 9:48 pm, всего редактировалось 1 раз.

RadioSvit
Сообщения: 1285
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 1:57 pm
Откуда: Украина .Закарпатье. г.Свалява.

Сообщение RadioSvit » Пт июл 15, 2011 12:08 am

Выходная мошность УНЧ радиоприемников .
RadioSvit » 15 ноя 2010, 23:04

Начнем с Экспрессдиагноза - проверки органов пищеварения ... То есть прохождения прямоугольных импульсов от входа до выхода ...

Отличительной и положительной фишкой всех Эстоний является наличие пятиступенчастого кланг-регистра . Естественно проверяем и анализируем форму меандра во всех пяти положениях . Регуляторы тембра НЧ и ВЧ в положении "Макс"



Изображение
Кланг-регистр в положении"Речь" . Практически линейная форма АЧХ . С елезаметным подьемом выше 2 кГц .


Изображение
...в положении "Соло" . Уже ощутимый подьем НЧ и ВЧ.


Изображение
... в положении "Симф" . Подьем АЧХ на краях диапазона еще выше , одновременно с расширением границы НЧ диапазона . В ВЧ сегменте пик на 5-6 кГц с небольшим завалом выше 8-и кГц .


Изображение
...Джаз . Самая изысканная форма АЧХ Более умеренный подем АЧХ в НЧ с расширением диапазона в низ . Сильный поддем средних частот 2-4 кГц для выделения голоса певца . И относительно этих частот спад всего что выше . Но относительно 1 кГц - на Вч все равно подем .



Изображение
... Басс . Максимальный подем АЧХ на краях и расширение диапазона .
Последний раз редактировалось RadioSvit Пт июл 15, 2011 9:49 pm, всего редактировалось 3 раза.

RadioSvit
Сообщения: 1285
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 1:57 pm
Откуда: Украина .Закарпатье. г.Свалява.

Сообщение RadioSvit » Пт июл 15, 2011 6:14 pm

Re: Выходная мошность УНЧ радиоприемников .
RadioSvit » 15 ноя 2010, 23:38


При среднем положении регуляторов тембра НЧ и ВЧ общая тенденция сохраняется , но в более мягковыраженном варианте .
Кланг -регистр в положении ...

Изображение
..."Речь".

Изображение
..."Соло".

Изображение
..."Симфония" .


Изображение
..."Джаз" . Сложная форма АЧХ просматривается и здесь .

Изображение
..."Басс".

Общие замечания и выводы по АЧХ .
1) Усилитель работает устойчиво , без выраженных самовозбудов и переходных автоколебательных процессов по всему диапазону .
2)Форма АЧХ настраивалась очень тщательно , - действительно с учетом особенностей музыкальных жанров , указанных кланг-регистром .
3)Потенциальные возможности усилителя ни в коей мере не смогут реализовать себя в штатной акустической системе этого противоречивого аппарата . Это относится к АЧХ и качеству звука . Но боюсь что несоответствие возможностей УНЧ на максимальной мошности и двух динамиков 4ГД-7 - будет еще более разительным .

RadioSvit
Сообщения: 1285
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 1:57 pm
Откуда: Украина .Закарпатье. г.Свалява.

Сообщение RadioSvit » Сб июл 16, 2011 12:59 am

Re: Выходная мошность УНЧ радиоприемников .
RadioSvit » 16 ноя 2010, 00:16
Ну и на закуску , про ее родимую - мошность ... :)



50 Гц....60Гц....80Гц....100Гц....1кГц....5кГц....6,3кГц....8кГц....10кГц....12кГц....14кГц....16кГц...20кГц .
3,0 Вт....7Вт....10,4Вт...10,9Вт...10,4Вт..8,4Вт....7Вт.......6,3Вт....5,6Вт....5,3Вт.....5,6Вт.....6,3Вт...7Вт.


Уровень выходной мошности и искажений существенно не зависят от положения регуляторов тембра и кланг-регистра . . Но существенно различаются между собой на разных частотах .
Пример на фотографиях . Форма синусоиды на вых. усилителя Эстонии при максимальной вых. мошности и частоте сигнала 50 и 100 Гц .

Изображение
50Гц Форма сигнала на выходе при том же уровне входного сигнала что и снимком ниже . . Естественно при таком уровне искажений и мошность будет в три раза меньше .


Изображение
100 Гц . Форма сигнала уже напоминает синусоиду . И отдача на этой частоте соответствующая - ок. 10-и Ватт. Но и искажения еще ощутимые - около 12 % .

Выводы . По мошности как и по качеству ,- усилитель Эстонии также на порядок превосходит свою штатную акустическую систему . И это при том , что имеются очень веские аргументы утверждать , что усилок Эстонии3М был искуственно "адаптирован" именно под такой ущербный акустический агрегат .

RadioSvit
Сообщения: 1285
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 1:57 pm
Откуда: Украина .Закарпатье. г.Свалява.

Сообщение RadioSvit » Сб июл 16, 2011 10:32 am

Re: Выходная мошность УНЧ радиоприемников .
RadioSvit » 17 ноя 2010, 23:24
Дошла очередь и до Симфонии .Принципиальное отличие от Эстонии 3М в том, что Симфония является стереофонической моделью с двумя выносными, относительно высококачественными, трех-полосными акустическими колонками .Высококачественными прежде всего по замыслу ,- так как "хотелось как лучше ", а по качеству исполнеия -" получилось как всегда". . Тонкая фанера , незаглушенный корпус да и еще один 6ГД-2 здесь теоретически явно не помешал бы . Но об этом более подробно в выводах . Топология же УНЧ почти такая как в Эстонии . Ультралинейный ,двухтактный вых. каскад , драйвер на 6Н2П с разделенной нагрузкой ...Разница в способе включения кланг-регистра - вне петли ООС у Симфонии , что для звука ,безспорно плюс . Кланг-регистр на два положения ("Музыка-Речь") функционально явно уступает регистру Эстонии ,- впрочем как и регулятор тембра НЧ с неожиданно малой на слух глубиной регулировки . Для аудиофилов же ( ... Симфония отвечает стандартам HI-FI . ...) , как известно - функциональность на втором плане . Да и не нужны такие глубокие регулировки ... Если слушать только винил или CD . Но это в теории . Посмотрим что на практике .

Изображение
Регуляторы тембра в положении "макс". Кланг-регистр в положении "Музыка". Видим легкий подем на частотах выше 5 кГц и еле заметный (и явно недостаточный ...) -ниже 50 Гц. . В общем , АЧХ почти аналогичная HI-END усилителю без регуляторов тембра


Изображение

РТ в положении "Макс" . Кланг-регистр в положении "Речь" . Ограничение с "верху" на уровне 10 кГц и ощутимый завал ниже 200 Гц.


Изображение
РТ в среднем положении , но форма АЧХ далеко не линейная . Завал всего и вся ...

На практике и на экране осциллографа мы видим то , что слышим ушами - явно недостаточную отдачу на "низах" . Как наблюдаем на первой осцыллограме ,- линейная АЧХ у нас получается только при максимальном положении регуляторов тембра и они работают только на "завал" . Складывается впечетление , что это было сделано умышленно , дабы не перегружать на низах слабенький 6ГД-2 двенадцативатным усилителем. Ситуация усугубляется еще и тем , что акустика Симфонии также имеет слабую отдачу в НЧ спектре и повышенную на СЧ . Вот тут и напрашивается второй 6ГД-2 для сбалансированной отдачи на басах . С соответствующей коррекцией АЧХ усилителя . К сожелению ,- в эпоху "застоя" подобные максимальные задачи уже никому не ставились ... А жаль ...Мог быть агрегат - бомба . Вдвойне жаль ,когда видиш показатели мошности в приведенной ниже таблице .

40Гц....50Гц....60Гц....80Гц....100Гц...1кГц...5кГц...6,3кГц...8кГц...10кГц...12кГц...14кГц...16кГц...20кГц.

12,5Вт..12,5Вт.12,5Вт..12,5Вт..10,6Вт..10,2Вт..8,4Вт..8,2Вт....8 Вт.....8Вт......8Вт.....9Вт.......10Вт...10Вт.

Проанализировав увиденное , можем говорить о прекрасной динамике усилителя , его перегрузочной способности на низах , высокой и равномерной мошности по всему диапазону , а отсюда и низким искажениям . Аудиофилы отметят завораживающий , комфортный и теплый звук Симфонии . .При небольшой громкости - даже на штатной акустике .

RadioSvit
Сообщения: 1285
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 1:57 pm
Откуда: Украина .Закарпатье. г.Свалява.

Сообщение RadioSvit » Сб июл 16, 2011 11:58 pm

Re: Выходная мошность УНЧ радиоприемников. Факты.

RadioSvit » 24 янв 2011, 23:14

За прошедшие Новогодние и Рождественские праздники в пункте приема и здачи анализов Ретро-Метро-лаборатории появились несколько знаковых, именитых ,а так же - не очень, пациентов . Так же были повторно сняты анализы у выздоровевшего после небольшого недуга больного -- Маршала-М . С него сей цыкл приема анализов и начнем .
Маршал М относится к тому типу радиоприемников , внешний вид которого никак не выдает его принадлежность к аристократическому обществу , т.е. -- к первому классу . Нет , с дизайном тут полный порядок - он оригинальный , утонченный , со своим лицом и шармом .
Но не монументальный , и не сильно функциональный .Вот что сразу бросается в глаза .
Всего один обзорный КВ диапазон без замедляющего редуктора , как альтернативы растянутым КВ диапазонам . Небольшие размеры - самые малые среди однокласников .Меньше чем у второкласника Минск Р7 !!! Как следствие - небольшой громкоговоритель и весьма посредственные субьективные акустические характеристики и впечетления ... Отсутствие тембра НЧ . И наконец такой функциональный казус как - переключение полосы пропускания ПЧ на ... задней стенке ! Верх несуразности !
Но это впечетления от первого знакомства ,- оно как известно , иногда бывает обманчивым .
Сейчас посмотрим незаангажированными и безэмоциональными глазами "офцелографа" ...

Экспресс анализ реакции УНЧ на испытание "меандром " говорит о ...


Изображение
.... о сильном подьеме АЧХ ( до 15 дБ) при максимальном положении ручки тембра ВЧ в области ориентировочно от 500 Гц до 3-4 кГц .. С "пиком" на 2,5-3 кГц и резким ограничением АЧХ выше 5-икГц . Ярковыраженный эффект "присутствия" . Для передачи речи "вождя" - очень хорошо .


Изображение
...о практически линейной АЧХ ( видны небольшие ее подемы в ВЧ и НЧ на ок .5 дБ относительно частоты 500Гц) в диапазоне 100 Гц- 4 кГц при среднем положении регулятора тембра ВЧ.


Изображение
...об очень глубокой регулировке тембра ВЧ ( сильное ограничение полосы пропускания вплоть до средних частот- ниже 1-го кГц-а.) .

Регулировка тембра в столь глубоких прнделах ( ок. 15-20 дБ) и с заходом в область средних частот ( ниже 1-го кГц-а ,-- тоже является удивительной особенностью этого радиоприемника . При минимальном положении РГ тембра ВЧ , когда сильно ограничена отдачана ВЧ и СЧ , - даже создается иллюзия о повышенной отдачи на НЧ . Вот такой "универсальный" регулятор тембра .

С анализом АЧХ как будто порядок . А что же с мошностью , и особенно - с очень информативным показателем -- "полосой мошности " ...

Здесь тоже свои странности ...
Частота .....................60 Гц.....80 Гц.....100 Гц.....1 кГц.....4 кГц.....5 кГц.....6 кГц .
Мошность...................0,4 Вт....0,8 Вт....1,5 Вт......4,2 Вт.....4,2 Вт....4,2 Вт....3,5 Вт.
В % к час-
тоте 1 кГц...................9% .......19 %.......35 % ..................100 %.....100 %.....83 % .
Как никакой другой приемник , Маршал продемонстрировал сногсшибаюшую дисгармонию по отдаваемой выходной мошности на разных участках звукового диапазона !!! Если на частоте 1 кГц - очень приличный результат ( 4,2 Вт) , то на 100 Гц -уже уровень приемника третьего класса ( 1,5 Вт)...
Ниже этой частоты измерять что то уже безсмысленно ...

Изображение



...Случайно кинув взгляд на выходной трансформатор , сразу понял что является причиной такого разачарования ...Его габариты и сечение магнитопровода-- в два раза меньше чем у Т-689 . Так же как и громкоговоритель .

Как бы здесь мягче сказать , не выражаясь ... :evil: :(


Вывод . Маршал-М не для любителей музыки ,- в Минске никогда это небыло приоритетом ... Маршал М также не для гурманов-коротковолновиков , в Минске тогда это еще небыло приоритетом ... Маршал М просто дитя своего времени , - запоздавшее отражение европейских довоенных концепций в советских условиях .

Неудивительно , что проблемы с акустикой , УНЧ , функчиональностью КВ бендов и рег. полосы ПЧ первым делом и успешно были решены в Ленинграде , где после войны и продолжился выпуск Маршалов и его потомков . В результате чего , например , - НЕВУ 52 или 55 уже мог уподобить и любитель музыки и любитель КВ эфира .

RadioSvit
Сообщения: 1285
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 1:57 pm
Откуда: Украина .Закарпатье. г.Свалява.

Сообщение RadioSvit » Вс июл 17, 2011 1:05 am

Re: Выходная мошность УНЧ радиоприемников. Факты.

RadioSvit » 26 янв 2011, 21:04

RadioSvit писал(а):За прошедшие Новогодние и Рождественские праздники в пункте приема и здачи анализов Ретро-Метро-лаборатории появились несколько знаковых, именитых ,а так же - не очень, пациентов .
Сегодня -еще один из них . Рига -6 . Пациент далеко не именит и не знаковый , - обыкновенная "серая мышка" , а
точнее - рабочая лошадка . По моему субьективному мнению - очень сильно недооцененная . За непривычным внешним видом прячется очень оригинальное и функциональное шасси , в основе которого угадываются схемотехнические черты немецкой конструкторской школы . Да и дизайн через некоторое время , несмотря на его необычность - находиш весьма и весьма утонченным и функциональным . Удивляют только довольно небольшие размеры корпуса , как для приемника второго класса . Все таки РРЗ , видимо из-за республиканского подчинения ,- дольше всех сохранил дизайнерскую и схемотехническую самобытность . Самобытна и технология сборки шасси , когда радиоэлементы ( в том числе ламповые панельки и контура ) крепятся к гетинаксовой плате , которая потом просто вставляется в П-образном шасси . Быстро и недорого , но на жаль - не очень надежно . Такая технология применялась и в Т-689 (частично ) и в Риге-10 . Возможно и в Т-755 ( О чем не сужу за ее неимением ). Где то в довоенной Европе мы уже такое видели ... Из той же довоенной Европы конструкторы Радиотехники сохранили еще одну традицию ,- неравнодушное отношение к качеству звука . Даже при частично металлическом корпусе и небольшом внутреннем его обьеме , звук у Риги-6 - на высоте .
Ну а сейчас - приступим к фактам . Для начала одно маленькое уточнение - в моей Риге-6 стоит неродной выходной трансформатор , что безспорно внесет свои коррекции в полученные результаты . Но так как ТВЗ 1-9 не сильно отличается от родного ( реактивное сопротивление анодной обмотки почти совпадает , а сопротивление нагрузки должно быть 4 Ома вместо положенных 3,3 ... да еще сечение сердечника процентов на 20 -- больше ),-- то будем считать что выходные характеристики вследствии этого улучшились не больше чем на 10 % .
Как всегда - сначала общая проверка на прохождение "меандра" .


Изображение
Регулятор тембра находится в первом положении - максимально широкая полоса пропускания как в НЧ так и в ВЧ .. . Такой равномерной и широкополосной АЧХ от УНЧ второкласного супера я не ожидал ... Даже с ее коррекцией на новодельный ТВЗ. 10-12 кГц проходят гарантированно !!! Правда только с легким подьемом .


Изображение
Второе положение спаренного регулятора тембра , скорее всего - "Речь" . Рввномерная полоса где то до 2-х кГц и резкое ограничение выше 3-х . По моему - перебор . Что же будет дальше ...


Изображение
А дальше - специфическая АЧХ , видимо для приема при очень сильных помехах . Как компенсация отсутствующей регулировки полосы пропускания по ПЧ . Иначе чем обьяснить такую узкую полосу пропускания - однозначно не шире 1-го кГц .!!! Тут уже явный перебор ...


Изображение
Четвертое положение РГ . Максимальная полоса и подьем ВЧ ( как в первом положении) и завал НЧ .



Изображение
Форма синусоиды и начало ее ограничения на частоте 1 кГц .


Ширина полосы пропускания и равномерность АЧХ в приемнике второго класса всетаки поразили ... Или может все же , - неродной ТВЗ внес такие существенные поправки ? Как знать ...
Что ж у нас тогда с мошностью то будет ...

Частота ......... 60 Гц......80Гц......100 Гц...... 1 кГц.....4 кГц.....5 кГц....6 кГц.....8 кГц.....10 кГц..
Мошность ........1 Вт......1,9 Вт.....2,7 Вт.......3,9 Вт....3,9 Вт.....3,9 Вт...3,9 Вт....3,9 Вт ....3,5 Вт.
в % относитель-
но частоты 1 кГц..24%.......52 %......69%....................100 %......100 %....100 %....100 %.....90 %

Результаты по мошности как будто бы копируют результаты по АЧХ !

Вывод . В очередной раз Радиотехника подтвердила свое лидирующее положение качеством проработки УНЧ и акустики .
Шо ж тут скажеш ... Традиция ... 8-)

Ответить

Вернуться в «Общие вопросы и обсуждения»