Антенна от ЛЁН. Нужна помощь.

Модератор: Gnat

Аватара пользователя
Эполетт
Сообщения: 597
Зарегистрирован: Чт дек 29, 2011 2:25 am
Откуда: Киев

Антенна от ЛЁН. Нужна помощь.

Сообщение Эполетт » Чт сен 24, 2015 3:05 am

Предыстория.
Не помню точно, в каком контексте это произошло, возможно, или скорее всего это был парад. Надо сказать, что в подростковом возрасте у нас была такая «игра», пройти как можно ближе к центральной трибуне, любыми способами минуя кордоны. Использовалось все, подвалы, проходняки, крыши, окна парадных, коллектора и т.п., но не суть.
Однажды, пережидая в какой-то нычке, чтобы улучшить момент, был свидетелем как связист в составе какого-то армейского патруля, нырнул по крутым ступенькам в узкий тоннель какого-то дренажа с какой-то внушительной тяжелой рацией на спине, но не суть.
Суть - антенна, что торчала из рации, она хлестанула по бетонному своду, согнулась в дугу круче прямого угла, разогнулась и ей хоть бы хны.
Картинка записалась в память без права на удаление…
…Не раз всплывала она при каждой попытке конструирования мобильных антенн и способах достижения их неубиваемости.
И вот недавно на блошином рынке я её приобрел - в ужасном виде во всей ёё ржавчине.
И за работу, … ведь дать вторую жизнь – это наше всё.
Изображение
Скажу честно, казалось бы, чо там делать – понты, но пока почистил, продраил, покрасил, перебрал, времени забрала малёхо.
Пока это все делал, поражался, продуманностью, надёгой, грамотным расчетом конструкции и применяемых материалов.
Особенно ПОРАЗИЛА сбалансированность.
Когда собрал все до кучи, взял в руку антенну за основание (а весит она сравнительно не мало) и резко двинул вперед, имитируя скорость и резкую остановку. Несмотря на то, что это почти полутораметровая конструкция (внизу тяжелая балдоха, вверху тонкая проволочка), баланс идеальный, почти не шелохнулась.
Нет, я не отрицаю, куликовка это – чудо, считаю своего рода изобретение века, но этот антенный сноп в своей простоте и брутальности доставляет просто физическое удовольствие.
***
Читал, искал, очень много, в вэбе сведений вообще очень мало, а в моей задаче (как согласовать её на СиБи) так вообще ничего не нашел.
Повстречался с авторитетными радио-Людьми, задал вопросы, ... …и моя мечта была сломана…, практически вдребезги…
Может не внятно объяснил свои чувства к этой железке, но мне посоветовали все выкинуть, резюмируя, что задача на исходном материале непродуктивная, не оправдывающая мучений, и т.п.
Но как водится, я не поверил, потому-шо не могу.
***
Описание. В загерметизированной коммутационной коробке никаких радиодеталей нет. Между основанием, пружинный амортизатор, пластиковая катушка, на которой была надпись белой краской (начала слазить у меня на глазах - пришлось для верности рядом нацарапать), дословно «45-:-47 MHz» звонится на 1,5 Ом, от неё запрессованный в металлическом основании проволочный антенный сноп.
(геометрические размеры даны на фото)
ИзображениеИзображение

***
ИзображениеИзображение
Катушку пока убрал, пришлось сделать перехоник сварив две гайки.
Изображение
Была мысль её домотать, потом была мысль её создать, намотав новую, но признаюсь на все это не достаточно знаний.
***
Полез за ними в гугл, порывшись, дошарился до MMANA-GAL, и на сегодня окончательно понял, что без помощи «Зала» мне не обойтись.
Т.е. техническое исполнение меня не заботит, тут проблем для меня нет, а вот теория…, что мотать, какие диаметры каркасов, толщина проводов, П контура, L-генри, CC- пикофарады, J-согласования, короче – «темный лес», и по времени не потяну, таковы обстоятельства, что оно не даст.
Интересуют любые мнения, советы, тех, кто понимает в этом, как согласовать этот объект в районе 27.110-27.365 MHz, вплоть до длины кабеля. Есть надежда, что для понимающих это не так уж и сложно.
Предполагается, что антенна установится на автомобиле и будет крепиться кронштейнами на алюминиевом рейлинге, с коротким и толстым проводом заземления.
Или это действительно не возможно?
Да, еще из грустного – ни КСВ метра, ни анализаторов у меня нет.
Но, есть желание и подозрение, что, применяя правильную теорию можно хотя бы «грубо» привести антенну к искомому варианту и потом, договорившись с обладателями приборов довести проект ближе к идеалу.
Изображение
73

Аватара пользователя
Gnat
Сообщения: 22416
Зарегистрирован: Вт фев 01, 2011 10:06 pm
Откуда: Севастополь,город русских моряков

Сообщение Gnat » Чт сен 24, 2015 6:20 am

Ну во первых это антенна не от ЛЬНА. Для ЛЬНА штырь металлический уменьшающийся по толщине. В коробке у антенны Льна контур,катушка,повышающая. То есть один вывод на массе,средний вывод к кабелю и антенна к верхнему выводу. То есть трансформатор повышающий. В вашем случае удлинительная катушка нужна ,что б в резонанс ввести антенну на 27мГц. ( Ведь антенна короче 1/4 волны) Ротхаммель. Антенны ( настольная книга радиолюбителя) всё описано и показано. http://www.books4all.ru/description/1445.html
Я обслуживаю радиостанции ТАКСИ. Настраиваю так.
Берём тестер стрелочный. Параллельно клеммам диод Д2,Д9 провода со щупами как антенна и противовес. Относим тестер от антенны . Включаем СИБИ станцию и подбираем витки катушки антенны по максимуму показаний . Точная подгонка на автомобиле верхним тонким концом антенны,увеличивая или уменьшая длину.
Юрий Васильевич

Аватара пользователя
-сергей
Сообщения: 454
Зарегистрирован: Пн дек 08, 2014 9:54 pm
Откуда: Татарстан.Лениногорск.

Сообщение -сергей » Чт сен 24, 2015 10:15 am

Приветствую. У меня есть программа не большая по расчёту антен штырей но суда не могу скинуть,дайте свой почтовый ящик скину.Подставляеш частоту,размер антенны (то есть четвертушку или половинку)и прога рисует антенну остаётся только повторить. :)
R4PEE-Сергей.

Аватара пользователя
VASILI
Сообщения: 3621
Зарегистрирован: Сб сен 18, 2010 10:00 pm
Откуда: Молдова

Сообщение VASILI » Чт сен 24, 2015 10:24 am

Убрал...
Последний раз редактировалось VASILI Чт сен 24, 2015 11:55 am, всего редактировалось 1 раз.
Куплю клавиатуру для ноутбука
ASUS Eee PC1015BX

Аватара пользователя
Gnat
Сообщения: 22416
Зарегистрирован: Вт фев 01, 2011 10:06 pm
Откуда: Севастополь,город русских моряков

Сообщение Gnat » Чт сен 24, 2015 10:30 am

Здесь как раз ваш вариант со всеми данными.
http://cb-27.ru/publ/antenny/ukorochenn ... /3-1-0-281
Юрий Васильевич

Аватара пользователя
Эполетт
Сообщения: 597
Зарегистрирован: Чт дек 29, 2011 2:25 am
Откуда: Киев

Сообщение Эполетт » Чт сен 24, 2015 8:41 pm

Спасибо за ответы в теме.
Gnat писал(а):...Для ЛЬНА штырь металлический уменьшающийся по толщине. В коробке у антенны Льна контур, катушка, повышающая. То есть один вывод на массе, средний вывод к кабелю и антенна к верхнему выводу. То есть трансформатор повышающий.
Рыл в сети, информации маловато, и вся она как-то связана со Льном. С ним шло вроде три антенны: базовая, та, о которой Вы, Васильевич говорите, и мобильная для авто (о которой речь в теме).
Изображение
https://www.google.com.ua/search?client ... gws_rd=ssl
Вообще подозреваю, что у нее было двойное назначение – гражданское и армейское, иначе как объяснить то, что своими глазами видел в детстве у военных – увесистый ранец на спине с этим хлыстом.
***
Gnat писал(а):Я обслуживаю радиостанции ТАКСИ. Настраиваю так.
Берём тестер стрелочный. Параллельно клеммам диод Д2,Д9 провода со щупами как антенна и противовес. Относим тестер от антенны. Включаем СИБИ станцию и подбираем витки катушки антенны по максимуму показаний . Точная подгонка на автомобиле верхним тонким концом антенны,увеличивая или уменьшая длину.
Классный и доступный метод, хочу уточнить диод включаем один? (Д2 или Д9) или оба (Д2 и Д9).
***
За ссылку спасибо, правда не качается, но по названию найду.

Аватара пользователя
Gnat
Сообщения: 22416
Зарегистрирован: Вт фев 01, 2011 10:06 pm
Откуда: Севастополь,город русских моряков

Сообщение Gnat » Чт сен 24, 2015 8:51 pm

Конечно Куликовкой комплектовались все военные радиостанции переносные Р104 , Р105 , Р108 и пр.
Вот скрин вашего согласования. для 27 мгц
Диод один.

Изображение
Юрий Васильевич

Аватара пользователя
rw3qfn
Сообщения: 248
Зарегистрирован: Сб янв 03, 2015 2:40 pm
Откуда: Андрей Воронеж

Сообщение rw3qfn » Чт сен 24, 2015 8:52 pm

Это удешевленный вариант "куликовки" роликовой штыревой антенны GP.
Андрей

Аватара пользователя
Эполетт
Сообщения: 597
Зарегистрирован: Чт дек 29, 2011 2:25 am
Откуда: Киев

Сообщение Эполетт » Чт сен 24, 2015 9:07 pm

Gnat писал(а):Здесь как раз ваш вариант со всеми данными.
http://cb-27.ru/publ/antenny/ukorochenn ... /3-1-0-281
Да, спасибо , я видел этот материал и скопировал себе, похожеват, но...
... возникли сомнения.
Разница ведь есть, основание - не магнитное, штырь – не проволока диаметром 2,0 мм, а сноп из проволоки, тем более меня напугали, типа - как быть с пружиной длиной 11 см, и по своим виткам она как-бы чо-то удлиняет и как быть вроде бы с её индуктивностью?
Или этим всем можно пренебречь?
И как вычислить конкретное активное сопротивление антенны, Ом, именуемое в формуле Ra.
Потом вроде как важна длина кабеля, она должна быть кратна половине длины волны, умноженной на коэффициент укорочения (для RG-58 = 0,66) Это надо учитывать или не особенно.
Пока много неясного, буду пробовать, за мнения и советы благодарен.

Бакалавр
Сообщения: 758
Зарегистрирован: Сб июл 18, 2015 4:25 pm
Откуда: Белгород-Днестровский

Сообщение Бакалавр » Чт сен 24, 2015 10:43 pm

Эта антенна похоже от болгарской радиостанции "Лен". Для эффективной работы её корпус ( оплетка кабеля) должен иметь хороший контакт с корпусом автомобиля. Внутри корпуса должно быть согласующее устройство. Схему не помню. занимался ими 30 лет назад. Вам дали правильное направление к Ротхаммелю.

Аватара пользователя
Эполетт
Сообщения: 597
Зарегистрирован: Чт дек 29, 2011 2:25 am
Откуда: Киев

Сообщение Эполетт » Пт сен 25, 2015 12:41 am

Бакалавр писал(а):...Внутри корпуса должно быть согласующее устройство. Схему не помню. занимался...
Когда вскрыл, там ничего не было, оплетка на корпусе, централ на катушку и далее на штырь. По замшелости впечатление, что там никто не лазил, но за столько лет, сколько ей - все могло быть.
Вам дали правильное направление к Ротхаммелю.
Обалденная книга, два тома, читать, -не перечитать. Действительно настольная, все в одном месте, а я по крупицам выкуривал сведения из гуглА.
***
Закралось сомнение, не путается ли в коллективе конструкция тематической антенны с куликовкой.
?
1. Куликовка - алюминиевые кубышки плавно уменьшающегося диаметра, нанизанные на стальной трос с устройством, обеспечивающим его натяжение.
2. А тут сноп калёной проволоки Ø 1,6 мм, из пружинной стали, разной длины, состоящий из 14-ти колен, в каждом из которых ступенчато теряется одна проволока, замыкая сноп от рассыпания навитой вокруг него пружиной, свободно обеспечивающей параллельное движение составных частей антенного снопа независимо друг от друга. Верхнее колено состоит из единственной проволоки.
***
Не покидает ощущение, что разработка изначально немецкая.
Интересно бы узнать историю происхождения этой антенной конструкции.
***
Кстати, подумалось, что если штырь не ездит или не в движении, то возможно несколько теряет свою эффективность, т.к. именно трением проволочных элементов друг об друга, обеспечивается хороший контакт всех составных частей хлыста.

Аватара пользователя
Gnat
Сообщения: 22416
Зарегистрирован: Вт фев 01, 2011 10:06 pm
Откуда: Севастополь,город русских моряков

Сообщение Gnat » Пт сен 25, 2015 11:48 am

На ВЧ всё это не имеет значения. Хоть плетёнка ваша,хоть их катушек алюминиевых и троссик внутри. У вас изначально в конструкции была катушка удлинительная,вы её выбросили. Она и была согласованием. Не нужна вам формула,вам я дал уже согласование для антенны длинной 1,2 метра (как у вас) данные катушки дал,переменный конденсатор ставим , вместо конденсатора и настраиваем по отдаче максимальной в резонанс. Смотрим отдачу по тестеру отнесённому на 2-3 метра. Потом меняем на постоянный.
Юрий Васильевич

Михась
Сообщения: 2577
Зарегистрирован: Чт янв 05, 2012 1:05 pm

Сообщение Михась » Пт сен 25, 2015 12:33 pm

вам надо найти, где можно одолжить MFJ http://www.megaservis.ru/upload/MFJ259_1.JPG
и снять параметры антенны.Это будет проще всего и удобнее всего.

В Киеве, думаю, можно найти. Поспрашивайте радиолюбителей или тех, кто занимается антеннами КВ УКВ

или смоделируйте в МАМАНЕ штырь длиной 1415, над железякой (корпусом авто) на частоте 27МГЦ (или куда вы ее хотите)
Посмотрите входное сопротивление.
Потом зная его сделайте широкополосный транс, чтобы 50 ом привести к тому значению, которое МАМАННА кажет.

Аватара пользователя
VASILI
Сообщения: 3621
Зарегистрирован: Сб сен 18, 2010 10:00 pm
Откуда: Молдова

Сообщение VASILI » Пт сен 25, 2015 1:12 pm

На заре зарождения у нас сибишек таких приборов небыло...обходились самодельным КСВ метром и индикатором поля. Василич правильно советует...
Кстати - длина этой антенны сопоставима с длиной китайских, что на авто стоят на магнитиках. Можно с них что то "скопировать"
Куплю клавиатуру для ноутбука
ASUS Eee PC1015BX

Михась
Сообщения: 2577
Зарегистрирован: Чт янв 05, 2012 1:05 pm

Сообщение Михась » Пт сен 25, 2015 1:32 pm

По конструкции: интересно, продублирована ли пружина проводником?

Ответить

Вернуться в «Общие вопросы и обсуждения»