ОДНОТАКТНЫЕ ламповые усилители.
Добавлено: Пт окт 21, 2016 8:18 am
Здесь беседуем о ОДНОТАКТНЫХ усилителях. Здесь основное выбрано и систематизировано с ответами http://alqblog.blogspot.com/2018/01/
Здесь скачать можно https://studopedia.net/4_47118_glava-tr ... shemi.html
Именно беседуете со схемами, а не просто фото усилков выкладываете без схем описаний. Общайтесь, хвалите однотакты. И поверьте не на вашем уровне всё проверено и отслушано .С каких только городов не привозили различные усилители и однотакты в том числе и даже на ГУ48 однотакт Челенджер , за 10000$ привозили усилитель. Ни один усилитель не победил по звуку наши моноблоки на 6П45С двухтакты. Однотакты подразумеваются в интернете на сайтах - усилители начального уровня! 6П3С + ТВЗ 1-9 на выходе. Потом получше ТВЗ мотают. Но только мощные однотакты на ГМ70,ГУ48 и пр. приближаются к звучанию двухтактов. Но сложность изготовления таких однотактов не позволяют делать их простым начинающим радиолюбителям. А двухтакт одинаков по сложности с однотактом дохликом. Сколько я их переделал однотактов на заказ меломанам,на самых различных лампах и тоже сравнивал с двух тактом с ребятами здесь в Севастополе. Обсуждайте их здесь,делитесь опытом! Когда надоест быть однотактниками,придёте в нашу тему,где мы строим более сложные усилители - ДВУХТАКТЫ.
Ставить можно любые лампы,схема неизменна .Хоть для 6П14П маленькой,хоть для ГУ50 или КТ88. И любой усилитель требует настройки после того как вы его изготовите. Настраиваем по Спектроанализатору подбирая рабочие точки ламп по наименьшему КНИ и ИМД , именно этих ламп,стоящих в этом усилителе,нумеруем их,что б вынув не попутать,когда опять ставить будете.
ЧЕМ БОЛЬШЕ ТОК ВЫХОДНЫХ ЛАМП - ТЕМ МЕНЬШЕ ИСКАЖЕНИЯ,ВЫСТАВЛЯЕМ ВСЕГДА МАКСИМАЛЬНЫЙ ТОК ВЫХОДНЫХ ЛАМП, ДО НАЧАЛА ПОКРАСНЕНИЯ АНОДОВ В ТЕМНОТЕ И НАЗАД ОТКАТЫВАЕМСЯ ПО ТОКУ НА 10-15%.При замене лампы опять настройка. Ведь для себя делаете. Ни один фирменный конвейерный усилитель не настроен,особенно если он на печатной плате смонтирован. Ни кто не будет ковырять печатную плату и подбирать номинал
Вот схема однотакта начального уровня. Хотя схема ОДНОТАКТА на 6С33С или ГМ70 или ГУ48 такая же. Так же привожу монтаж однотакта для начинающих. Где всё подписано.
ПЕНТОДНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ ЛАМПЫ ВЫХОДНОЙ УСИЛИТЕЛЬ ОДНОТАКТНЫЙ СПАЯЙТЕ И СРАЗУ ЗАРАБОТАЕТ.
ЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩ
ЭТО ТА ЖЕ САМАЯ СХЕМА ОДНОТАКТА НО С ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ РЕЖИМА РАБОТЫ ВЫХОДНОЙ ЛАМПЫ ТРИОД - ТЕТРОД и с ОТКЛЮЧЕНИЕМ ОООС
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Смотрим как изменяются параметры однотакта от изменения включения выходной лампы Триод,Тетрод,УЛ включение. Особенно смотрим какое напряжение нужно на раскачку выходной лампы подать от первого каскада на сетку выходного каскада , что б получить на выходе УНЧ 3 вольта (ГРАФА ОТМЕЧЕНА КРАСНЫМ КРЕСИТИКОМ). Не каждый драйвер справится.НУ И ГЛАВНОЕ СМОТРИМ СТОИТ ЛИ ДЕЛАТЬ ОДНОТАКТ С ТРИОДНЫМ ВЫХОДОМ , КАКОВА ПРИ ЭТОМ ВЫХОДНАЯ МОЩНОСТЬ И ГЛАВНОЕ КАКИЕ БЕШЕНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ НА ВЫХОДЕ ТАКОГО УСИЛИТЕЛЯ.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ И ПОМОЩНИКИ КАЛЬКУЛЯТОРЫ
http://tel-spb.ru/form.html
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ВЫХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ УСИЛИТЕЛЯ ВЫЧИСЛИТЬ Rвых=Rн((Uxx/Urн)-1)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Однотакт на триоде. Лампе 300В,ГМ70 практическая проверенная неоднократно мною. Вместо 300В можете ставить 6С33С,ГМ70,6С41С или 6П36С,6П45С,КТ88,КТ150 в триоде.Можете межкаскадный трансформатор ставить между каскадами или конденсатор.Это не имеет значения,все параметры и звучание остаются одинаковыми , если применён очень качественный трансформатор.
Выпрямлять накальное напряжение обязательно для ламп прямого накала. При питании переменкой накалов ламп 300В , ГМ70 ни когда не получите отношение сигнал-фон меньше -65dB.v а нам надо -80-90dB.v иметь,что б не было слышно фона из акустики чувствительной.
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
ТВЗ для однотакта на ГМ70 на железе от ТС-180 . Мотаем на каждой катушке 850 вит 0,41мм / 120 вит 1мм/ 850 вит 0,41/ 120 вит 1мм/ Секции первички 4шт. последовательно, вторички 4шт. параллельно. На Анод лампы подключаем вывод первички ТВЗ от железа первый. Начало обмотки первички.
Посмотрим влияние вывода первички на АЧХ УНЧ. Мотаем секционированный ТВЗ для однотакта. Всегда мотаем первички секцию первой от железа,потом вторичку,первичку,вторичку. Подключаем начало первички или конец первички к аноду лампы выходного каскада. Как видим нужно подключать к аноду лампы вывод первички от секции которая не накрыта,не контачит с вторичкой. То есть нет Межсекционной ёмкости,которая садит ВЧ частоты.
И не забываем о влиянии секционирования ТВЗ на полосу пропускания усилителя. Все мотальщики на сайтах замеряют полосу пропускания ТВЗ намотанного ,методом генератора и осциллографа,положив ТВЗ на стол и получают впечатляющие цифры,но поставив в усилитель этот дутый мыльный пузырь ,лопается. Поэтому измеряем всегда в реальном выходном каскаде АЧХ. Вот лабораторные по измерению АЧХ ТВЗ с различным количеством вторичек (с различным секционированием) в Тетродном выходном каскаде и Триодном. Как видим одной вторички достаточно оказывается , намотанной внутри первички посередине. Для снижения выходного сопротивления УНЧ надо мотать три вторички со стороны вывода куда подаём + анодное напряжение с БП.Соединяем их параллельно. Входной сигнал при измерении оставался одинаковым. Поэтому видим на графике что и КПД трансформатора не изменяется,что одна вторичка,что пять вторичек на выходе одинаковая мощность. А вот завал ВЧ частот (прозрачность звучания ) разная.Не нужна полоса пропускания ТВЗ 50кГц 100кГц, нет выше 18-20 кГц ничего на носителе музыки. Стандарт CD носителя тоже ограничен 20 кГц. Всё что выше 20кГц режиссёр при записи обрезает. Выше 20 кГц может быть только мусор,то есть ИМД искажения которые делает сам усилитель плохо настроенный,а нам не надо что б этот мусор лез на клеммы динамика,акустики. Выводы делайте сами.
Это схема однотакта в которых применён драйвер на сдвоенном триоде. Драйвер с очень низким выходным сопротивлением и большим усилением и с малыми КНИ и ИМД.
Данный драйвер одинаково раскачивает любые лампы , что лампу 6П14П маленькую,что тяжёлые триоды 6С33С или ГМ70. У драйвера Кус.= 60
Поэтому в эту схему можете ставить на выход любую лампу и тетроды и триоды.
УНЧ от радиоприёмника УРАЛ 112 например,переделка.
ВЫЧИСЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛАМПЫ ПО ВАХ
КТО ЗАХОЧЕТ ТЕМБРА ПРИДЕЛАТЬ К СВОЕМУ УНЧ , ВОТ ТАК МОЖНО СДЕЛАТЬ
ЗДЕСЬ МЫ ВИДИМ НА СКОЛЬКО МЕНЬШЕ ВЫДАЁТ МОЩНОСТИ ВЫХОДНАЯ ЛАМПА В ТРИОДЕ ПО СРАВНЕНИЮ С ТЕТРОДОМ
СХЕМЫ ИЗ МОЕЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ, ОДНОТАКТЫ ДЕЛАЛ , НАСТРАИВАЛ,ИЗМЕРЯЛ, ПРИГОДЯТЬСЯ ТЕМ КТО ОДНОТАКТЫ ДЕЛАТЬ ХОЧЕТ,
ДАННЫЕ ТВЗ И ТС ЗАВОДА ТОРЭЛ
Здесь скачать можно https://studopedia.net/4_47118_glava-tr ... shemi.html
Именно беседуете со схемами, а не просто фото усилков выкладываете без схем описаний. Общайтесь, хвалите однотакты. И поверьте не на вашем уровне всё проверено и отслушано .С каких только городов не привозили различные усилители и однотакты в том числе и даже на ГУ48 однотакт Челенджер , за 10000$ привозили усилитель. Ни один усилитель не победил по звуку наши моноблоки на 6П45С двухтакты. Однотакты подразумеваются в интернете на сайтах - усилители начального уровня! 6П3С + ТВЗ 1-9 на выходе. Потом получше ТВЗ мотают. Но только мощные однотакты на ГМ70,ГУ48 и пр. приближаются к звучанию двухтактов. Но сложность изготовления таких однотактов не позволяют делать их простым начинающим радиолюбителям. А двухтакт одинаков по сложности с однотактом дохликом. Сколько я их переделал однотактов на заказ меломанам,на самых различных лампах и тоже сравнивал с двух тактом с ребятами здесь в Севастополе. Обсуждайте их здесь,делитесь опытом! Когда надоест быть однотактниками,придёте в нашу тему,где мы строим более сложные усилители - ДВУХТАКТЫ.
Ставить можно любые лампы,схема неизменна .Хоть для 6П14П маленькой,хоть для ГУ50 или КТ88. И любой усилитель требует настройки после того как вы его изготовите. Настраиваем по Спектроанализатору подбирая рабочие точки ламп по наименьшему КНИ и ИМД , именно этих ламп,стоящих в этом усилителе,нумеруем их,что б вынув не попутать,когда опять ставить будете.
ЧЕМ БОЛЬШЕ ТОК ВЫХОДНЫХ ЛАМП - ТЕМ МЕНЬШЕ ИСКАЖЕНИЯ,ВЫСТАВЛЯЕМ ВСЕГДА МАКСИМАЛЬНЫЙ ТОК ВЫХОДНЫХ ЛАМП, ДО НАЧАЛА ПОКРАСНЕНИЯ АНОДОВ В ТЕМНОТЕ И НАЗАД ОТКАТЫВАЕМСЯ ПО ТОКУ НА 10-15%.При замене лампы опять настройка. Ведь для себя делаете. Ни один фирменный конвейерный усилитель не настроен,особенно если он на печатной плате смонтирован. Ни кто не будет ковырять печатную плату и подбирать номинал
Вот схема однотакта начального уровня. Хотя схема ОДНОТАКТА на 6С33С или ГМ70 или ГУ48 такая же. Так же привожу монтаж однотакта для начинающих. Где всё подписано.
ПЕНТОДНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ ЛАМПЫ ВЫХОДНОЙ УСИЛИТЕЛЬ ОДНОТАКТНЫЙ СПАЯЙТЕ И СРАЗУ ЗАРАБОТАЕТ.
ЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩ
ЭТО ТА ЖЕ САМАЯ СХЕМА ОДНОТАКТА НО С ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ РЕЖИМА РАБОТЫ ВЫХОДНОЙ ЛАМПЫ ТРИОД - ТЕТРОД и с ОТКЛЮЧЕНИЕМ ОООС
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Смотрим как изменяются параметры однотакта от изменения включения выходной лампы Триод,Тетрод,УЛ включение. Особенно смотрим какое напряжение нужно на раскачку выходной лампы подать от первого каскада на сетку выходного каскада , что б получить на выходе УНЧ 3 вольта (ГРАФА ОТМЕЧЕНА КРАСНЫМ КРЕСИТИКОМ). Не каждый драйвер справится.НУ И ГЛАВНОЕ СМОТРИМ СТОИТ ЛИ ДЕЛАТЬ ОДНОТАКТ С ТРИОДНЫМ ВЫХОДОМ , КАКОВА ПРИ ЭТОМ ВЫХОДНАЯ МОЩНОСТЬ И ГЛАВНОЕ КАКИЕ БЕШЕНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ НА ВЫХОДЕ ТАКОГО УСИЛИТЕЛЯ.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ И ПОМОЩНИКИ КАЛЬКУЛЯТОРЫ
http://tel-spb.ru/form.html
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ВЫХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ УСИЛИТЕЛЯ ВЫЧИСЛИТЬ Rвых=Rн((Uxx/Urн)-1)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Однотакт на триоде. Лампе 300В,ГМ70 практическая проверенная неоднократно мною. Вместо 300В можете ставить 6С33С,ГМ70,6С41С или 6П36С,6П45С,КТ88,КТ150 в триоде.Можете межкаскадный трансформатор ставить между каскадами или конденсатор.Это не имеет значения,все параметры и звучание остаются одинаковыми , если применён очень качественный трансформатор.
Выпрямлять накальное напряжение обязательно для ламп прямого накала. При питании переменкой накалов ламп 300В , ГМ70 ни когда не получите отношение сигнал-фон меньше -65dB.v а нам надо -80-90dB.v иметь,что б не было слышно фона из акустики чувствительной.
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
ТВЗ для однотакта на ГМ70 на железе от ТС-180 . Мотаем на каждой катушке 850 вит 0,41мм / 120 вит 1мм/ 850 вит 0,41/ 120 вит 1мм/ Секции первички 4шт. последовательно, вторички 4шт. параллельно. На Анод лампы подключаем вывод первички ТВЗ от железа первый. Начало обмотки первички.
Посмотрим влияние вывода первички на АЧХ УНЧ. Мотаем секционированный ТВЗ для однотакта. Всегда мотаем первички секцию первой от железа,потом вторичку,первичку,вторичку. Подключаем начало первички или конец первички к аноду лампы выходного каскада. Как видим нужно подключать к аноду лампы вывод первички от секции которая не накрыта,не контачит с вторичкой. То есть нет Межсекционной ёмкости,которая садит ВЧ частоты.
И не забываем о влиянии секционирования ТВЗ на полосу пропускания усилителя. Все мотальщики на сайтах замеряют полосу пропускания ТВЗ намотанного ,методом генератора и осциллографа,положив ТВЗ на стол и получают впечатляющие цифры,но поставив в усилитель этот дутый мыльный пузырь ,лопается. Поэтому измеряем всегда в реальном выходном каскаде АЧХ. Вот лабораторные по измерению АЧХ ТВЗ с различным количеством вторичек (с различным секционированием) в Тетродном выходном каскаде и Триодном. Как видим одной вторички достаточно оказывается , намотанной внутри первички посередине. Для снижения выходного сопротивления УНЧ надо мотать три вторички со стороны вывода куда подаём + анодное напряжение с БП.Соединяем их параллельно. Входной сигнал при измерении оставался одинаковым. Поэтому видим на графике что и КПД трансформатора не изменяется,что одна вторичка,что пять вторичек на выходе одинаковая мощность. А вот завал ВЧ частот (прозрачность звучания ) разная.Не нужна полоса пропускания ТВЗ 50кГц 100кГц, нет выше 18-20 кГц ничего на носителе музыки. Стандарт CD носителя тоже ограничен 20 кГц. Всё что выше 20кГц режиссёр при записи обрезает. Выше 20 кГц может быть только мусор,то есть ИМД искажения которые делает сам усилитель плохо настроенный,а нам не надо что б этот мусор лез на клеммы динамика,акустики. Выводы делайте сами.
Это схема однотакта в которых применён драйвер на сдвоенном триоде. Драйвер с очень низким выходным сопротивлением и большим усилением и с малыми КНИ и ИМД.
Данный драйвер одинаково раскачивает любые лампы , что лампу 6П14П маленькую,что тяжёлые триоды 6С33С или ГМ70. У драйвера Кус.= 60
Поэтому в эту схему можете ставить на выход любую лампу и тетроды и триоды.
УНЧ от радиоприёмника УРАЛ 112 например,переделка.
ВЫЧИСЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛАМПЫ ПО ВАХ
КТО ЗАХОЧЕТ ТЕМБРА ПРИДЕЛАТЬ К СВОЕМУ УНЧ , ВОТ ТАК МОЖНО СДЕЛАТЬ
ЗДЕСЬ МЫ ВИДИМ НА СКОЛЬКО МЕНЬШЕ ВЫДАЁТ МОЩНОСТИ ВЫХОДНАЯ ЛАМПА В ТРИОДЕ ПО СРАВНЕНИЮ С ТЕТРОДОМ
СХЕМЫ ИЗ МОЕЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ, ОДНОТАКТЫ ДЕЛАЛ , НАСТРАИВАЛ,ИЗМЕРЯЛ, ПРИГОДЯТЬСЯ ТЕМ КТО ОДНОТАКТЫ ДЕЛАТЬ ХОЧЕТ,
ДАННЫЕ ТВЗ И ТС ЗАВОДА ТОРЭЛ