АКУСТИКА различного типа.
Модератор: Gnat
АКУСТИКА различного типа.
Леонид Николаевич, 4гд35 все стоят в два ряда по 4шт, если их делать пуш-пулом как верхнюю секцию то это уже будет не ППД, я так не пробовал.
PS: По поводу КНИ я их не измерял но, при помощи DSP ограничиваю полосу с низу 30-35гц так как не доработанные 4гд35 просто не смогут из воспроизвести, а сверху 270-300гц то есть они играют в узком диапазоне частот и думаю больших искажений нет, по крайней мере на слух все очень качественно звучит.
PS: По поводу КНИ я их не измерял но, при помощи DSP ограничиваю полосу с низу 30-35гц так как не доработанные 4гд35 просто не смогут из воспроизвести, а сверху 270-300гц то есть они играют в узком диапазоне частот и думаю больших искажений нет, по крайней мере на слух все очень качественно звучит.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
-
- Сообщения: 462
- Зарегистрирован: Вт сен 03, 2019 1:59 pm
- Откуда: Чернигов
АКУСТИКА различного типа.
Конденсатор С2, наверное, не нужен: НЧ от 5ГДШ-4 повысит сопротивление излучения, итоговая частота основного резонанса несколько снизится. Кроме того, из-за различия частот основного резонанса 5ГДШ-4 и 4ГД-35 итоговая АЧХ может подровняться.
С помощью включения 5ГДШ-4 ёмкость С1, возможно, удастся снизить, переместив частоту раздела дальше от резонанса пищалки 2ГД-36.
Желательно динамики 4ГД-35 включить в режиме пуш-пул.
-
- Сообщения: 3565
- Зарегистрирован: Ср окт 16, 2013 11:36 pm
- Откуда: Харьков
АКУСТИКА различного типа.
"ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АС - МИНИ ШЕСТЕРКА" DAVID B. WEEMS ELECTRONIC EXPERIMENTER'S HANDBOOK 1971
"Впервые на сцене появилась технология CINCE high fidelity, некоторые критически настроенные слушатели жаловались, что большинство музыкальных систем воспроизводят звук, который, кажется, проходит через дыру в стене. Появление стерео дало нам две возможности для музыки и добавило фразу «дыра посередине» к словарю Hi-Fi.
Как бы они ни были хороши, АС по-прежнему больше похожи на АС, чем на музыкальные инструменты. Одна из причин этого заключается в том, что звук, доходящий до слушателя во время живого выступления, богат как прямыми, так и отраженными звуковыми волнами. Но в оптимальном положении для прослушивания для большинства стереосистем преобладающий эффект создается прямыми звуковыми волнами.
Направленность АС дает удовлетворительную перспективу слева направо при обнаружении отдельных голосов или музыкальных инструментов. Однако есть тенденция направлять звук только в одном направлении - особенно на ВЧ - часто в стереофоническом режиме, сжимая источники в две отдельные «точки».
Решение проблемы. Было испробовано несколько подходов к устранению «точечного источника». Некоторые из первых были: добавление центрального канала к стереосистемам; снятие задней стенки корпуса АС для получения отражений сзади; использование АС для создания линейного источника для более широких горизонтальных распределений и отражений; и разработка ненаправленных твитеров.
Акустическая система Bose Model 901 предлагает новый подход, который некоторые энтузиасты называют «революционным». Эта система содержит девять 4-дюймовых динамиков, восемь из которых расположены на стенках, установленных под углом в задней части небольшого корпуса. Один динамик обращен вперед. Цель этого довольно необычного устройства - обеспечить 89% отраженного звука. и 11% прямых звуковых волн. Корпорация Bose утверждает, что это оптимальное соотношение для воспроизведения записанного звука. Каждый из девяти динамиков в системе Bose воспроизводит весь диапазон частот без использования разделительных фильтров. Твердотельный «активный эквалайзер» используется для адаптации отклика к тому, который предпочитает слушатель, а также для компенсации естественного базового спада, вызванного небольшим корпусом.
Даже если вы критически относитесь к слушателям, вы заметите, что «характер» звука, производимого системой Bose, не меняется так сильно, как вы могли бы ожидать, когда вы перемещаетесь по комнате для прослушивания. А ощущение простора добавляет звуку глубины, недоступной для обычных акустических систем.
Незначительным недостатком этой уникальной акустической системы является необходимость располагать модель 901 на расстоянии около 12 дюймов от стены, чтобы получить правильный образец отражения. Существует также вопрос о самой отражающей поверхности. Если она гладкая, вы можете уверенно ожидайте, что содержание отраженного звука приблизится к оптимальному значению 89%. Но шероховатая поверхность или присутствие даже небольшого количества драпировки или другого звукопоглощающего материала могут изменить это соотношение ». Точный процент отраженного звука может не иметь решающего значения. , но комнаты для прослушивания представляют собой широкий спектр акустических сред.
Принимая во внимание вышеизложенное, желательно предоставить средство для изменения отношения прямого и отраженного звука, производимого АС. Это позволит слушателю оптимизировать соотношение в соответствии с его конкретной комнатой для прослушивания и личными вкусами.
Описываемая здесь дополнительная акустическая система «Mini-Six» предназначена для адаптации к окружающей среде. Используя принцип отраженного звука, используемый в Bose 901, он позволяет слушателю изменять соотношение прямого и непрямого звука в соответствии с акустикой его комнаты".
Четыре динамика (вверху) установлены на наклонных перегородках, обращенных назад. Два других динамика обращены вперед. Отдельные регуляторы L-pad для двух комплектов динамиков расположены сбоку.
Mini-Six, в отличие от системы Bose, не воспроизводит весь диапазон частот; скорее, это дополнение к существующим Hi-Fi акустическим системам, которые используются только для воспроизведения диапазона НЧ. Эта стратегия сводит к минимуму материальные затраты и удовлетворяет требованиям ограниченного пространства.
Дополнение состоит из 8-омных овальных динамиков размером 3 x 5 дюймов, которые продаются примерно по доллару за штуку. У каждого есть магнит весом 1,47 унции. Четыре динамика установлены на наклонных панелях, установленных в задней части корпуса, а два - на передней.
Задние динамики подключаются последовательно параллельно для поддержания нормального импеданса 8 Ом, а передние динамики подключаются последовательно для обеспечения полного сопротивления 16 Ом. Затем два набора динамиков подключаются параллельно, чтобы обеспечить общий импеданс от 5 до 6 Ом.
Фронтальные динамики обычно рассеивают 33% мощности при таком подключении. Однако L-пэд на 16 Ом регулирует выходной сигнал до любого желаемого уровня примерно до 33% от общего звука.
Хотя НЧ характеристика динамиков ограничена их небольшими размерами и высоким резонансом (более 200 Гц), их характеристики в высокочастотном диапазоне довольно хороши. При использовании в соответствии с предназначением для воспроизведения средних и высоких частот от 300 Гц и выше воспроизведение звука не свидетельствует о низкой стоимости динамиков.
Простой самодельный разделительный фильтр позволяет использовать вашу нынешнюю АС в качестве НЧ АС. Поскольку разделительная частота составляет 300 Гц, положение большой АС не критично. А добавление 8-омного L-образного пэда позволяет согласовать выход Mini-Six с выходным сигналом низкочастотного динамика.
Строительство. Хотя создание Mini-Six (рис. 1) кажется упражнением по выполнению разрезов под углом 60°, конструкция довольно проста. Настольная пила или регулируемая переносная дисковая пила с углом наклона 30° легко справятся с этой задачей. Если вы решите использовать сабельную пилу для резки, будьте очень осторожны, чтобы рез был прямым и выполнялся очень медленно. Всегда делайте несколько тренировочных проходов под углом резки через обрезки фанеры толщиной 1/2 дюйма.
Рис. 1. Приготовьте разделитель отсеков из цельного куска фанеры 1/2" (детали показаны вверху справа).
МАТЕРИАЛЫ
Сменные динамики 6– 5"x3" на 8 Ом
1–8 Ом L-pad (Calrad LP8 или аналогичный)
1–16 Ом L-pad (Calrad LP16 или аналогичный)
1—100 мФ неполяризованный конденсатор (см. Текст)
1 - Катушка № 18 с магнитной проволокой весом 1 фунт
1 - Двухконтактная клеммная колодка с винтовыми зажимами
1- 15 1/2 дюйма x 6 3/4 дюйма фанеры 1/2 дюйма для передней панели
Куски фанеры размером 1/2 дюйма размером 1–9 1/2 дюймов на 6 3/4 дюйма, края обрезаны под углом 60°, для боковых сторон
2– 6 3/4"x 2 13/16" куска фанеры 1/2", одна кромка обрезана под углом 60 °, для разделительной панели отсека
1-6 3/4 "x 1 1/4" кусок фанеры 1/2 "для разделительной панели (см. Текст)
2 - 16 1/2 x 9 дюймов полки из прозрачной сосны 3/4 дюйма для верха и низа
1–36 дюймов длиной 3/4 дюйма из сосны для шипов
Винты для дерева с плоской головкой 8- 1/4 дюйма x # 8 для крепления шипов к верхней части корпуса
2 дюжины - 1 дюйм x # 5 шурупов с плоской головкой
2 дюжины - 1 дюйм x 3/16 дюйма болта с плоской головкой для крепления динамика
Разное - ткань решетки; трехгрошовые финишные гвозди; клей для дерева; гайки на болты печки; провод; припой; и т.п.
Рис. 6. Самодельный разделительный фильтр должен быть подключен между Mini-Six и НЧ АС, как показано.
При использовании Mini-Six поместите его так, чтобы вершина корпуса находилась на расстоянии около 12 дюймов от отражающей поверхности. Теперь установите регулятор LP8 так, чтобы был достигнут надлежащий баланс между НЧ АС и Mini-Six. кто-то регулирует настройку LP16, когда вы перемещаетесь по комнате. Этот элемент управления правильно настроен, когда минимальное изменение высокочастотной характеристики системы может быть обнаружено, когда вы пересекаете зону прослушивания. (Для стерео версии установите две системы Mini-Six).
Когда вы будете слушать композитную акустическую систему в разных местах вашей комнаты для прослушивания, вы поймете, что ваше любимое кресло для прослушивания уже не такое особенное. Вы заметите большое изменение: Mini-Six добавляет ощущение глубины и простора, которого раньше не хватало.
Разделительный фильтр устанавливается на задней панели НЧ АС; соединительные провода проложены по желанию.
Подключите Mini-Six к 4- или 8-омному выходу вашего усилителя, чтобы проверить наличие «гудения» и «дребезжания». Тестовая запись с частотой развертки здесь идеальна, но вы можете заменить ее на различные музыкальные программы в крайнем случае. Если вы обнаружите гудение или дребезжание, найдите динамик, который его вызывает, и ослабьте или затяните крепежные приспособления, пока проблема не исчезнет.
Теперь проверьте правильность работы регуляторов LP8 и LP16. Вращение LP8 по часовой стрелке должно увеличить общую громкость звука; Вращение LP16 по часовой стрелке должно увеличивать уровень звука, исходящего только от двух передних динамиков".
"Впервые на сцене появилась технология CINCE high fidelity, некоторые критически настроенные слушатели жаловались, что большинство музыкальных систем воспроизводят звук, который, кажется, проходит через дыру в стене. Появление стерео дало нам две возможности для музыки и добавило фразу «дыра посередине» к словарю Hi-Fi.
Как бы они ни были хороши, АС по-прежнему больше похожи на АС, чем на музыкальные инструменты. Одна из причин этого заключается в том, что звук, доходящий до слушателя во время живого выступления, богат как прямыми, так и отраженными звуковыми волнами. Но в оптимальном положении для прослушивания для большинства стереосистем преобладающий эффект создается прямыми звуковыми волнами.
Направленность АС дает удовлетворительную перспективу слева направо при обнаружении отдельных голосов или музыкальных инструментов. Однако есть тенденция направлять звук только в одном направлении - особенно на ВЧ - часто в стереофоническом режиме, сжимая источники в две отдельные «точки».
Решение проблемы. Было испробовано несколько подходов к устранению «точечного источника». Некоторые из первых были: добавление центрального канала к стереосистемам; снятие задней стенки корпуса АС для получения отражений сзади; использование АС для создания линейного источника для более широких горизонтальных распределений и отражений; и разработка ненаправленных твитеров.
Акустическая система Bose Model 901 предлагает новый подход, который некоторые энтузиасты называют «революционным». Эта система содержит девять 4-дюймовых динамиков, восемь из которых расположены на стенках, установленных под углом в задней части небольшого корпуса. Один динамик обращен вперед. Цель этого довольно необычного устройства - обеспечить 89% отраженного звука. и 11% прямых звуковых волн. Корпорация Bose утверждает, что это оптимальное соотношение для воспроизведения записанного звука. Каждый из девяти динамиков в системе Bose воспроизводит весь диапазон частот без использования разделительных фильтров. Твердотельный «активный эквалайзер» используется для адаптации отклика к тому, который предпочитает слушатель, а также для компенсации естественного базового спада, вызванного небольшим корпусом.
Даже если вы критически относитесь к слушателям, вы заметите, что «характер» звука, производимого системой Bose, не меняется так сильно, как вы могли бы ожидать, когда вы перемещаетесь по комнате для прослушивания. А ощущение простора добавляет звуку глубины, недоступной для обычных акустических систем.
Незначительным недостатком этой уникальной акустической системы является необходимость располагать модель 901 на расстоянии около 12 дюймов от стены, чтобы получить правильный образец отражения. Существует также вопрос о самой отражающей поверхности. Если она гладкая, вы можете уверенно ожидайте, что содержание отраженного звука приблизится к оптимальному значению 89%. Но шероховатая поверхность или присутствие даже небольшого количества драпировки или другого звукопоглощающего материала могут изменить это соотношение ». Точный процент отраженного звука может не иметь решающего значения. , но комнаты для прослушивания представляют собой широкий спектр акустических сред.
Принимая во внимание вышеизложенное, желательно предоставить средство для изменения отношения прямого и отраженного звука, производимого АС. Это позволит слушателю оптимизировать соотношение в соответствии с его конкретной комнатой для прослушивания и личными вкусами.
Описываемая здесь дополнительная акустическая система «Mini-Six» предназначена для адаптации к окружающей среде. Используя принцип отраженного звука, используемый в Bose 901, он позволяет слушателю изменять соотношение прямого и непрямого звука в соответствии с акустикой его комнаты".
Четыре динамика (вверху) установлены на наклонных перегородках, обращенных назад. Два других динамика обращены вперед. Отдельные регуляторы L-pad для двух комплектов динамиков расположены сбоку.
Mini-Six, в отличие от системы Bose, не воспроизводит весь диапазон частот; скорее, это дополнение к существующим Hi-Fi акустическим системам, которые используются только для воспроизведения диапазона НЧ. Эта стратегия сводит к минимуму материальные затраты и удовлетворяет требованиям ограниченного пространства.
Дополнение состоит из 8-омных овальных динамиков размером 3 x 5 дюймов, которые продаются примерно по доллару за штуку. У каждого есть магнит весом 1,47 унции. Четыре динамика установлены на наклонных панелях, установленных в задней части корпуса, а два - на передней.
Задние динамики подключаются последовательно параллельно для поддержания нормального импеданса 8 Ом, а передние динамики подключаются последовательно для обеспечения полного сопротивления 16 Ом. Затем два набора динамиков подключаются параллельно, чтобы обеспечить общий импеданс от 5 до 6 Ом.
Фронтальные динамики обычно рассеивают 33% мощности при таком подключении. Однако L-пэд на 16 Ом регулирует выходной сигнал до любого желаемого уровня примерно до 33% от общего звука.
Хотя НЧ характеристика динамиков ограничена их небольшими размерами и высоким резонансом (более 200 Гц), их характеристики в высокочастотном диапазоне довольно хороши. При использовании в соответствии с предназначением для воспроизведения средних и высоких частот от 300 Гц и выше воспроизведение звука не свидетельствует о низкой стоимости динамиков.
Простой самодельный разделительный фильтр позволяет использовать вашу нынешнюю АС в качестве НЧ АС. Поскольку разделительная частота составляет 300 Гц, положение большой АС не критично. А добавление 8-омного L-образного пэда позволяет согласовать выход Mini-Six с выходным сигналом низкочастотного динамика.
Строительство. Хотя создание Mini-Six (рис. 1) кажется упражнением по выполнению разрезов под углом 60°, конструкция довольно проста. Настольная пила или регулируемая переносная дисковая пила с углом наклона 30° легко справятся с этой задачей. Если вы решите использовать сабельную пилу для резки, будьте очень осторожны, чтобы рез был прямым и выполнялся очень медленно. Всегда делайте несколько тренировочных проходов под углом резки через обрезки фанеры толщиной 1/2 дюйма.
Рис. 1. Приготовьте разделитель отсеков из цельного куска фанеры 1/2" (детали показаны вверху справа).
МАТЕРИАЛЫ
Сменные динамики 6– 5"x3" на 8 Ом
1–8 Ом L-pad (Calrad LP8 или аналогичный)
1–16 Ом L-pad (Calrad LP16 или аналогичный)
1—100 мФ неполяризованный конденсатор (см. Текст)
1 - Катушка № 18 с магнитной проволокой весом 1 фунт
1 - Двухконтактная клеммная колодка с винтовыми зажимами
1- 15 1/2 дюйма x 6 3/4 дюйма фанеры 1/2 дюйма для передней панели
Куски фанеры размером 1/2 дюйма размером 1–9 1/2 дюймов на 6 3/4 дюйма, края обрезаны под углом 60°, для боковых сторон
2– 6 3/4"x 2 13/16" куска фанеры 1/2", одна кромка обрезана под углом 60 °, для разделительной панели отсека
1-6 3/4 "x 1 1/4" кусок фанеры 1/2 "для разделительной панели (см. Текст)
2 - 16 1/2 x 9 дюймов полки из прозрачной сосны 3/4 дюйма для верха и низа
1–36 дюймов длиной 3/4 дюйма из сосны для шипов
Винты для дерева с плоской головкой 8- 1/4 дюйма x # 8 для крепления шипов к верхней части корпуса
2 дюжины - 1 дюйм x # 5 шурупов с плоской головкой
2 дюжины - 1 дюйм x 3/16 дюйма болта с плоской головкой для крепления динамика
Разное - ткань решетки; трехгрошовые финишные гвозди; клей для дерева; гайки на болты печки; провод; припой; и т.п.
Рис. 6. Самодельный разделительный фильтр должен быть подключен между Mini-Six и НЧ АС, как показано.
При использовании Mini-Six поместите его так, чтобы вершина корпуса находилась на расстоянии около 12 дюймов от отражающей поверхности. Теперь установите регулятор LP8 так, чтобы был достигнут надлежащий баланс между НЧ АС и Mini-Six. кто-то регулирует настройку LP16, когда вы перемещаетесь по комнате. Этот элемент управления правильно настроен, когда минимальное изменение высокочастотной характеристики системы может быть обнаружено, когда вы пересекаете зону прослушивания. (Для стерео версии установите две системы Mini-Six).
Когда вы будете слушать композитную акустическую систему в разных местах вашей комнаты для прослушивания, вы поймете, что ваше любимое кресло для прослушивания уже не такое особенное. Вы заметите большое изменение: Mini-Six добавляет ощущение глубины и простора, которого раньше не хватало.
Разделительный фильтр устанавливается на задней панели НЧ АС; соединительные провода проложены по желанию.
Подключите Mini-Six к 4- или 8-омному выходу вашего усилителя, чтобы проверить наличие «гудения» и «дребезжания». Тестовая запись с частотой развертки здесь идеальна, но вы можете заменить ее на различные музыкальные программы в крайнем случае. Если вы обнаружите гудение или дребезжание, найдите динамик, который его вызывает, и ослабьте или затяните крепежные приспособления, пока проблема не исчезнет.
Теперь проверьте правильность работы регуляторов LP8 и LP16. Вращение LP8 по часовой стрелке должно увеличить общую громкость звука; Вращение LP16 по часовой стрелке должно увеличивать уровень звука, исходящего только от двух передних динамиков".
-
- Сообщения: 462
- Зарегистрирован: Вт сен 03, 2019 1:59 pm
- Откуда: Чернигов
АКУСТИКА различного типа.
Особенности измерений акустики в ближнем поле.
Стандартный способ измерений громкоговорителя требует наличия безэховой камеры с акустически прозрачной решеткой в полу. Измерительный микрофон обычно устанавливается на тонкой штанге (чтобы избежать отражений) и располагается на расстоянии 1 метра от громкоговорителя на оси с пищалкой. Хотя это даёт воспроизводимые результаты, такие измерения в «свободном пространстве» не является репрезентативным для характеристик, полученных в комнате, особенно в маленькой комнате.
На низких частотах в большинстве комнат есть резонансы на серии частот, где размер комнаты соответствует кратной половине длины волны. Эти резонансные режимы вызывают большие пики и провалы в уровне звука постоянного сигнала, поскольку частота этого сигнала изменяется от низкой до высокой.
Кроме того, отражения, рассеивание, поглощение и т. д. – все это сильно изменяет воспринимаемый звук, хотя это не обязательно осознанно заметно, ни для музыки, ни для речи, на частотах выше тех, которые преобладают в комнатных режимах. Эти изменения зависят от расположения громкоговорителей относительно отражающих, рассеивающих или поглощающих поверхностей (включая изменения в ориентации громкоговорителей) и от положения слушателя.
В то время, как самые лучшие современные колонки могут воспроизводить частотную характеристику до ± 1 дБ в диапазоне от 40 Гц до 20 кГц в безэховых условиях, измерения на расстоянии 2 м в реальной комнате для прослушивания обычно считаются хорошими, если они находятся в пределах ± 12 дБ.
Акустика помещения оказывает гораздо меньшее влияние на измерения в ближнем поле, поэтому они могут быть уместны, когда анализ безэховой камеры не может быть выполнен. Измерения следует проводить на гораздо более коротких расстояниях от динамика, чем общий диаметр динамика (или источника звука, например рупора, отверстия фазоинвертора), где половина длины волны звука меньше общего диаметра динамика. Эти измерения дают прямую эффективность динамика или среднюю чувствительность без информации о направлении. Для акустической системы с несколькими источниками звука измерение должно проводиться для всех источников звука (низкочастотный динамик, фазоинвертор, среднечастотный динамик, высокочастотный динамик ...). Эти измерения легко выполнить, они могут быть выполнены практически в любой комнате, более точны, чем измерения в ящике, и позволяют прогнозировать измерения в полупространстве, но без информации о направленности.
https://en.wikipedia.org/wiki/Loudspeaker_measurement
Метод измерения звукового давления в ближнем поле очень удобен. Это мощный инструмент для оценки характеристик собранных акустических систем. Частотная зависимость давления в ближнем поле, измерение отклика каждого динамика в системе (как в и вне системы) может ответить на целый ряд вопросов, касающихся низкочастотной характеристики в целом, АЧХ системы, КПД системы, относительной эффективности и соотношения уровней между динамиками, искажений и т. д. Экспериментальные измерения в ближнем поле для ЗЯ объёмом 64,73 л с динамиком диаметром 11,4 см:
Сняты 7 АЧХ при неизменном подводимом напряжении на разных осевых расстояниях от динамика. Расстояния соответствуют осевым затуханиям НЧ 0, -5, -10, -15, -20, -25 и -30 дБ. Наблюдается близкое согласие с теорией для всех частот менее примерно 2 кГц. Обратите внимание на большой разброс отношения сигнал/шум между кривыми и улучшение этого соотношения, полученное в ближнем поле (r = 0).
Экспериментальные измерения АЧХ для той же системы ЗЯ при измерениях пятью разными способами:
В безэховой камере в ближнем поле динамика (Fig. 10b, полное пространство) и в лаборатории на испытательном стенде в ближнем поле динамика (Fig. 10d) кривые АЧХ очень близки.
Представленная теория, наряду с подтверждающими экспериментальными измерениями, показывает, что характеристики акустической системы в поршневом диапазоне могут быть легко измерены по давлению в ближнем поле с помощью тестового микрофона, расположенного близко к акустическому излучателю. Достоверные измерения в ближнем поле могут быть выполнены в любой разумной среде без использования безэховой камеры или свободного поля. Экспериментальные измерения с использованием техники ближнего поля показывают отличное согласие с более традиционными методами испытаний.
Стандартный способ измерений громкоговорителя требует наличия безэховой камеры с акустически прозрачной решеткой в полу. Измерительный микрофон обычно устанавливается на тонкой штанге (чтобы избежать отражений) и располагается на расстоянии 1 метра от громкоговорителя на оси с пищалкой. Хотя это даёт воспроизводимые результаты, такие измерения в «свободном пространстве» не является репрезентативным для характеристик, полученных в комнате, особенно в маленькой комнате.
На низких частотах в большинстве комнат есть резонансы на серии частот, где размер комнаты соответствует кратной половине длины волны. Эти резонансные режимы вызывают большие пики и провалы в уровне звука постоянного сигнала, поскольку частота этого сигнала изменяется от низкой до высокой.
Кроме того, отражения, рассеивание, поглощение и т. д. – все это сильно изменяет воспринимаемый звук, хотя это не обязательно осознанно заметно, ни для музыки, ни для речи, на частотах выше тех, которые преобладают в комнатных режимах. Эти изменения зависят от расположения громкоговорителей относительно отражающих, рассеивающих или поглощающих поверхностей (включая изменения в ориентации громкоговорителей) и от положения слушателя.
В то время, как самые лучшие современные колонки могут воспроизводить частотную характеристику до ± 1 дБ в диапазоне от 40 Гц до 20 кГц в безэховых условиях, измерения на расстоянии 2 м в реальной комнате для прослушивания обычно считаются хорошими, если они находятся в пределах ± 12 дБ.
Акустика помещения оказывает гораздо меньшее влияние на измерения в ближнем поле, поэтому они могут быть уместны, когда анализ безэховой камеры не может быть выполнен. Измерения следует проводить на гораздо более коротких расстояниях от динамика, чем общий диаметр динамика (или источника звука, например рупора, отверстия фазоинвертора), где половина длины волны звука меньше общего диаметра динамика. Эти измерения дают прямую эффективность динамика или среднюю чувствительность без информации о направлении. Для акустической системы с несколькими источниками звука измерение должно проводиться для всех источников звука (низкочастотный динамик, фазоинвертор, среднечастотный динамик, высокочастотный динамик ...). Эти измерения легко выполнить, они могут быть выполнены практически в любой комнате, более точны, чем измерения в ящике, и позволяют прогнозировать измерения в полупространстве, но без информации о направленности.
https://en.wikipedia.org/wiki/Loudspeaker_measurement
Метод измерения звукового давления в ближнем поле очень удобен. Это мощный инструмент для оценки характеристик собранных акустических систем. Частотная зависимость давления в ближнем поле, измерение отклика каждого динамика в системе (как в и вне системы) может ответить на целый ряд вопросов, касающихся низкочастотной характеристики в целом, АЧХ системы, КПД системы, относительной эффективности и соотношения уровней между динамиками, искажений и т. д. Экспериментальные измерения в ближнем поле для ЗЯ объёмом 64,73 л с динамиком диаметром 11,4 см:
Сняты 7 АЧХ при неизменном подводимом напряжении на разных осевых расстояниях от динамика. Расстояния соответствуют осевым затуханиям НЧ 0, -5, -10, -15, -20, -25 и -30 дБ. Наблюдается близкое согласие с теорией для всех частот менее примерно 2 кГц. Обратите внимание на большой разброс отношения сигнал/шум между кривыми и улучшение этого соотношения, полученное в ближнем поле (r = 0).
Экспериментальные измерения АЧХ для той же системы ЗЯ при измерениях пятью разными способами:
В безэховой камере в ближнем поле динамика (Fig. 10b, полное пространство) и в лаборатории на испытательном стенде в ближнем поле динамика (Fig. 10d) кривые АЧХ очень близки.
Представленная теория, наряду с подтверждающими экспериментальными измерениями, показывает, что характеристики акустической системы в поршневом диапазоне могут быть легко измерены по давлению в ближнем поле с помощью тестового микрофона, расположенного близко к акустическому излучателю. Достоверные измерения в ближнем поле могут быть выполнены в любой разумной среде без использования безэховой камеры или свободного поля. Экспериментальные измерения с использованием техники ближнего поля показывают отличное согласие с более традиционными методами испытаний.
- Gnat
- Сообщения: 22417
- Зарегистрирован: Вт фев 01, 2011 10:06 pm
- Откуда: Севастополь,город русских моряков
АКУСТИКА различного типа.
\Леонид Николаевич писал(а): ↑Вс окт 25, 2020 10:05 amЭти измерения дают прямую эффективность динамика или среднюю чувствительность
Не дают они данных о эффективности и чувствительности динамика. Данные о эффективности и чувствительности можно снять только в щите стандартном измерительном с расстояния 1 метр , при подведении мощности 1 ватт к динамику на частоте 1 кГц,измеренные на открытом пространстве или в без эховой камере. А уж АЧХ вообще получаются абсолютно разные из за стояков комнаты где измеряем,о чём ты упомянул в начале,потом взял и дальнейшей писаниной перечеркнул свою же писанину о невозможности измерения точного в комнате микрофоном..Смотрим монитор Ямаха 10 который стоит в половине студий мира,в студии АЧХ и в безэ ховой камере. Совсем разные АЧХ,совсем на разных частотах начинается завал на НЧ частотах,а уж в обычной не подготовленной комнате и подавно АЧХ настолько разниться с измеренной на открытом пространстве.А если снять без усреднения октавного,то там вообще ужас какие отличия будут.
Юрий Васильевич
- Анатолий Матвиенко
- Сообщения: 1031
- Зарегистрирован: Чт ноя 23, 2017 6:21 pm
- Откуда: Минск
АКУСТИКА различного типа.
Увидел картинку и чуть не прослезился, точно как пара моих колонок для улицы из плиты OSB, чтоб адаптировалась к окружающей среде - белорусскому осеннему дождю.Андрей Борисович писал(а): ↑Сб окт 17, 2020 5:28 pmОписываемая здесь дополнительная акустическая система «Mini-Six» предназначена для адаптации к окружающей среде. Используя принцип отраженного звука, используемый в Bose 901, он позволяет слушателю изменять соотношение прямого и непрямого звука в соответствии с акустикой его комнаты".
Кстати, кто-нибудь пробовал OSB для акустики? Первое впечатление отвратительное, расслаивается. Посмотрю, как зазвучит. Хотя для уличного репродуктора детали по барабану.
-
- Сообщения: 3565
- Зарегистрирован: Ср окт 16, 2013 11:36 pm
- Откуда: Харьков
АКУСТИКА различного типа.
Не совсем так. Вот выдержка из вышеуказанной статьи:
Андрей Борисович писал(а): ↑Сб окт 17, 2020 5:28 pmЦель этого довольно необычного устройства - обеспечить 89% отраженного звука. и 11% прямых звуковых волн.
- Gnat
- Сообщения: 22417
- Зарегистрирован: Вт фев 01, 2011 10:06 pm
- Откуда: Севастополь,город русских моряков
АКУСТИКА различного типа.
У меня на столе на улице лежит плита,покрасил на два раза с обеих сторон и торцы Эмалью. Вот уж 5 лет,нормально не отслаивается. Главное при покраске не жалеть краски,мазать толстым слоем,краска должна попасть во все щели. Первый слой можно пожиже краску развести,что б проникла везде.Анатолий Матвиенко писал(а): ↑Вс окт 25, 2020 3:30 pmПервое впечатление отвратительное, расслаивается.
Юрий Васильевич
АКУСТИКА различного типа.
Анатолий Матвиенко писал(а): ↑Вс окт 25, 2020 3:30 pmкто-нибудь пробовал OSB для акустики? Первое впечатление отвратительное, расслаивается. Посмотрю, как зазвучит.
Подтверждаю подтверждением. Опен-баффлы в гараже из ОСБ-плиты. Красил жирно, не жалея, два слоя чтоб во все щели, обычная ПФ-115. Второй год в железномм гараже - никаких намёков на расслоение.Gnat писал(а): ↑Вс окт 25, 2020 5:17 pmУ меня на столе на улице лежит плита,покрасил на два раза с обеих сторон и торцы Эмалью. Вот уж 5 лет,нормально не отслаивается. Главное при покраске не жалеть краски,мазать толстым слоем,краска должна попасть во все щели. Первый слой можно пожиже краску развести,что б проникла везде.
Зазвучит? Коробка АС должна звучать как мешок с песком: никак. Ну - я сторонник такого мнения. В этом плане ОСБ - похожа.
С уважением, Алексей Александрович.
-
- Сообщения: 462
- Зарегистрирован: Вт сен 03, 2019 1:59 pm
- Откуда: Чернигов
АКУСТИКА различного типа.
Сравнил результаты измерений колонки 3АС-303 (ЗЯ) в жилой комнате с расстояния около 1 м и в ближнем поле (< 5 см). К колонке подводилось напряжение сигнала 2 В; перемещался лишь микрофон.
АЧХ с расстояния 1 м (красная кривая – без сглаживания, зелёная кривая – сглаживание 1/3 октавы):
Изображение АЧХ искажено комнатными модами, шумами и отражениями.
АЧХ в ближнем поле (красная кривая – без сглаживания, зелёная кривая – сглаживание 1/3 октавы):
Здесь видно, что в поршневом диапазоне АЧХ со сглаживанием 1/3 октавы мало отличается от не сглаженной АЧХ. В поршневом диапазоне АЧХ динамика изменяется сравнительно плавно, а относительное влияние шумов, комнатных мод и отражений невелико. На не сглаженной кривой всё ещё видны мощные комнатные моды на частотах примерно 35 и 65 Гц.
КНИ в ближнем поле:
Видно, что во всём диапазоне частот уровень шумов (Noise floor) ниже уровней 2-й и 3-й гармоник.
КНИ с расстояния 1 м:
Здесь видно, что уровень шумов соизмерим с уровнями 2-й и 3-й гармоник. В таких условиях сложно говорить о достоверности измерений КНИ. Кроме того, кривые КНИ сильно искажены комнатными модами и отражениями. В результате, даже ниже частоты основного резонанса (примерно 115 Гц), где отношение сигнал/шум сравнительно велико, кривые КНИ значительно отличаются от таковых в ближнем поле.
Т.о., в отличие от измерений с 1 м, измерения в ближнем поле обеспечивают сопоставимые результаты в обычной комнате (для поршневого диапазона).
АЧХ с расстояния 1 м (красная кривая – без сглаживания, зелёная кривая – сглаживание 1/3 октавы):
Изображение АЧХ искажено комнатными модами, шумами и отражениями.
АЧХ в ближнем поле (красная кривая – без сглаживания, зелёная кривая – сглаживание 1/3 октавы):
Здесь видно, что в поршневом диапазоне АЧХ со сглаживанием 1/3 октавы мало отличается от не сглаженной АЧХ. В поршневом диапазоне АЧХ динамика изменяется сравнительно плавно, а относительное влияние шумов, комнатных мод и отражений невелико. На не сглаженной кривой всё ещё видны мощные комнатные моды на частотах примерно 35 и 65 Гц.
КНИ в ближнем поле:
Видно, что во всём диапазоне частот уровень шумов (Noise floor) ниже уровней 2-й и 3-й гармоник.
КНИ с расстояния 1 м:
Здесь видно, что уровень шумов соизмерим с уровнями 2-й и 3-й гармоник. В таких условиях сложно говорить о достоверности измерений КНИ. Кроме того, кривые КНИ сильно искажены комнатными модами и отражениями. В результате, даже ниже частоты основного резонанса (примерно 115 Гц), где отношение сигнал/шум сравнительно велико, кривые КНИ значительно отличаются от таковых в ближнем поле.
Т.о., в отличие от измерений с 1 м, измерения в ближнем поле обеспечивают сопоставимые результаты в обычной комнате (для поршневого диапазона).
- DOCENT163
- Сообщения: 42
- Зарегистрирован: Вт окт 18, 2016 9:11 am
- Откуда: Тольятти. Самарской области.
АКУСТИКА различного типа.
ОСБ оно вообще дышит. Сосед по даче сделал опалубку,когда стал заливать,через множество отверстий потекла вода..
C уважением Юрий!
- Gnat
- Сообщения: 22417
- Зарегистрирован: Вт фев 01, 2011 10:06 pm
- Откуда: Севастополь,город русских моряков
АКУСТИКА различного типа.
Ну какие же сопоставимые,совсем разные АЧХ получаются. Нас и интересует АЧХ акустики в дальнем поле в комнате прослушивания,а не в 5ти сантиметрах от акустики. Вот взял эту же колонку АС 303 как и у тебя и снял не сглаженную АЧХ без октавного усреднения и совсем разные АЧХ и результаты разные,берём любую опорную частоту например 800Гц И смотрим пик НЧ частоты на каком уровне стоит вблизи и вдали от акустики. Вблизи +14dB выпирает а вдали всего на 7dB на самом деле у этой акустики. Так же и АЧХ видим вблизи спектранализатор рисует плавный подъём АЧХ к ПИКУ НЧ . А на самом деле на расстоянии 1 метр идёт полка горизонтальная от 800 Гц до 180Гц,более ровная АЧХ на самом деле у этой акустики в комнате,чем показывает в 5ти сантиметрах. Поэтому лучше уж снимать АЧХ в дальнем поле и без усреднения октавного и увидеть все бяки АЧХ,попытаться устранить эти провалы и пики ловушками , чем с 1/3 октавы сглаживание поставить,снять и любоваться АЧХ.Леонид Николаевич писал(а): ↑Пн окт 26, 2020 10:32 amТ.о., в отличие от измерений с 1 м, измерения в ближнем поле обеспечивают сопоставимые результаты в обычной комнате (для поршневого диапазона).
Юрий Васильевич
-
- Сообщения: 462
- Зарегистрирован: Вт сен 03, 2019 1:59 pm
- Откуда: Чернигов
АКУСТИКА различного типа.
Сравнил данные измерений АЧХ в двух жилых комнатах. Длина и ширина комнат различны, обстановка различна. В измерениях использовалась одна и та же колонка (3АС-303), один и тот же микрофон, один и тот же УНЧ, однотипные звуковые карты. Измерения проводились в ближнем поле и с расстояния 1м. Перемещался только микрофон, окружающая обстановка не менялась.
Результаты измерений:
Красная кривая – АЧХ в 1-й комнате, расстояние 1 м.
Зелёная кривая – АЧХ во 2-й комнате, расстояние 1 м.
Синяя кривая – АЧХ в 1-й комнате, ближнее поле.
Оранжевая кривая – АЧХ во 2-й комнате, ближнее поле.
Различия в поршневом диапазоне не превышают ± 2 дБ для измерений в ближнем поле:
Для измерений с расстояния 1 м различия в поршневом диапазоне превышают ± 20 дБ:
Т.о., влияние искажений, вносимых жилой комнатой, не позволяет получить результаты, пригодные для сравнения АЧХ динамиков в дальнем поле.
С другой стороны, согласно п.п. 4.6.1 ГОСТ Р 53575– 2009, погрешность метода измерений должна быть не более ± 2 дБ. В таком случае методика сравнительных измерений в ближнем поле вполне пригодна для сравнения динамиков (в поршневом диапазоне) в обычной жилой комнате.
Результаты измерений:
Красная кривая – АЧХ в 1-й комнате, расстояние 1 м.
Зелёная кривая – АЧХ во 2-й комнате, расстояние 1 м.
Синяя кривая – АЧХ в 1-й комнате, ближнее поле.
Оранжевая кривая – АЧХ во 2-й комнате, ближнее поле.
Различия в поршневом диапазоне не превышают ± 2 дБ для измерений в ближнем поле:
Для измерений с расстояния 1 м различия в поршневом диапазоне превышают ± 20 дБ:
Т.о., влияние искажений, вносимых жилой комнатой, не позволяет получить результаты, пригодные для сравнения АЧХ динамиков в дальнем поле.
С другой стороны, согласно п.п. 4.6.1 ГОСТ Р 53575– 2009, погрешность метода измерений должна быть не более ± 2 дБ. В таком случае методика сравнительных измерений в ближнем поле вполне пригодна для сравнения динамиков (в поршневом диапазоне) в обычной жилой комнате.
- Сергей Васильевич
- Сообщения: 442
- Зарегистрирован: Ср янв 20, 2016 8:11 pm
- Откуда: Серпухов
- Анатолий Матвиенко
- Сообщения: 1031
- Зарегистрирован: Чт ноя 23, 2017 6:21 pm
- Откуда: Минск
АКУСТИКА различного типа.
Круто!Сергей Васильевич писал(а): ↑Ср ноя 04, 2020 6:20 pmЗакончил проект акустики на китайском шп динамике.
Удалённая работа из-за коронавируса добавила времени, по крайней мере - не надо ехать в офис и возвращаться.
У меня самоделки более бюджетные.
Выше выкладывал колонку для улицы на 4х 4ГД-35 из водостойкой плиты OSB в заготовке:
Удалось закончить пару, они даже отыграли один дворовой концерт. Начинка TDA7293, головки 4ГД-35 последовательно на 16 Ом. Вторая колонка такая же, но пассивная, итого нагрузка в параллель 8 Ом. Предварительный усилитель - платка с Алиэкспресс. Но сейчас у нас ужесточение демократии, за дворовые чаепития и концерты гоняют, музыкантов задерживает ОМОН, аппаратуру забирают. Я - не боец, так что стоять колонкам молча до каких-то других времён.
А ещё соорудил очень простые ЗЯ для СЧ-ВЧ тракта многополоски. 600х260х210 без учёта гриля.
Внутри поролон вдоль стенок 20 мм, не самый лучший материал, но что было под рукой. Всего 2 головы 3ГД-38Е и 1 2ГД-36 через 1 мкФ, но звук уже здорово отличается от одиночки 3ГД-38Е в тестовом щитке в лучшую сторону. Резкий пик на 80-85 Гц размазался, идёт плавный спад от 100 Гц и ниже.