Делаем сами УНЧ - 2. Усилитель "Конференция"

Модераторы: Radiomann, Gnat

Ответить
Аватара пользователя
Тихий_Дон
Сообщения: 107
Зарегистрирован: Вт май 01, 2012 10:21 pm
Откуда: Киев, СССР. Андрей

Делаем сами УНЧ - 2. Усилитель "Конференция"

Сообщение Тихий_Дон » Ср июн 27, 2012 7:36 pm

Лет 10 назад сделал усилитель, почти полностью самостоятельно. (Потом женился, дети, в общем, не до этого стало. А тогда смог).
Преследовал цель набить руку в схемотехнике, расчётах; опробывание схемных решений, проверка своих конструкторских способностей.
Никаких аудиофильских целей не преследовал, а только, скажем так, ретрофильские, ностальгические мотивы.
По принципу: так могли сделать в Эпоху 50-70х, а так - не могли. Но и это не совсем получилось, так как применялись более современные детали. Главное, что выдержан стиль тех лет. Компоновка "хлебница" - именно такую хотел, лампы пальчиковой серии выбирались только по критерию наличия в больших количествах лично у меня здесь и сейчас (Например, не было у меня 6Н2П, но зато было много 6Н1П).

Никаких ультралинейных каскадов, никаких глубоких общих ООС. Только местные и только неглубокие.

Трансформаторы для двухтактных выходов рассчитал сам на основе "Справочника радиолюбителя" 1968 года издания. А вот мотал их мне намотчик на станках, и намотал паршиво. Применил имеющееся в продаже железо от трансформаторов телевизоров.
Сетевой трансформатор от тех же ч\б телевизоров, без переделок.

Название подвернулось под руку от советского значка "Конференция", его и прилепил.

Корпус и шасси выстучал зубилом из листов железа сам, а вот покрасил в порошковой мастерской.

Изображение

Блок-схема каждого канала, а всего каналов два:

1. Регулятор громкости. 47 кОм - считаю низкоомным, но других спаренных не было. По этой причине стоит в самом начале.

2. Предусилитель на одном триоде лампы 6Н1.

3. Регулятор тембра мостового типа, рассчитанный самостоятельно по известной книжке тов.Марголина на украинском языке 1970 года. Поскольку не было спаренных потенциометров высокого сопротивления, то применил галетные переключатели на 5 положений, цена одного положения - 100 кОм, всего линейка - 500 кОм. Частоты максимального регулирования выбрал 100 Гц и 12500 Гц.

4. Ещё один каскад усиления на остальном триоде лампы 6Н1.

5. Фазовращающий каскад на двух триодах ещё одной лампы 6Н1.

6. Двухтактный выход на двух 6П14. Тип лампы выбран только по причине наибольшей распространённости. Обратная связь с дополнительной обмотки выходного трансформатора в катод триода 6Н1. Выходит, обратная связь последовательная по напряжению.
Лампы выходного каскада получают фиксированное смещение от выпрямителя (с фильтром 10000 мкФ), который выпрямляет одну из накальных обмоток. От этого же выпрямителя питаются накалы первых каскадов, для пущей борьбы с фоном. Кстати, очень эффективно.
Анодное напряжение 260 В.

Схема как таковая где-то утеряна, остались только штрихи в памяти.
Параметры мерял тогда же на настоящих приборах С1-69, Г3-56 и по-моему С1-6. По причине давности плохо помню, но смысл такой:

Выходная мощность каждого канала 10 Вт при 3% Кг, 12 Вт при 5 или 8% Кг.
Чувствительность со входов -
- радиоприёмника 10-30 мВ;
- звукоснимателя\магнитофона - 100...250 мВ.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

С тех пор усилитель успешно трудится на проигрывании грампластинок. Кстати, детям очень нравится.



Изображение

Изображение
Изображение
Последний раз редактировалось Тихий_Дон Чт июн 28, 2012 9:51 am, всего редактировалось 1 раз.
"Классовый враг - всегда враг, и неважно при этом, какая у него учёная степень" (Т.Д.Лысенко).

Vitaliy_N
Сообщения: 1617
Зарегистрирован: Сб сен 10, 2011 12:52 pm

Сообщение Vitaliy_N » Ср июн 27, 2012 10:10 pm

Тихий_Дон, ну что сказать? Выглядит неплохо. То, что выбран корпус "хлебница",как раз то, что надо. Монтаж сделан довольно неплохо и грамотно. В целом все красиво.

А я вот хочу сделать подобную "хлебницу", но только из многослойной фанеры и обтянуть ее кожезаменителем (дерматина-то уже днем с огнем не сыщешь). Ручки применю от "Моно-25" и, думаю, эта конструкция передаст дух того времени.

Еще раз я убедился в том, что трансы надо мотать только самому и не доверять. Хотя уже нашел человека, который вызвался по 100 гривен мне их намотать. Но теперь думаю, что лучше эти деньги я потрачу на пару бухт провода.

Еще одна заметка:
витые пары вовсе необязательно так густо скручивать, все будет и так хорошо.

И еще (пока рассматривал фотографии):
в качестве разделительных, межкаскадных конденсаторов лучше применять К78-2, а вото К73 имеют довольно низкое и резко зависящее от температуры сопротивление диэлектрика, как и металлобумажные конденсаторы.

Еще - как подключен накал ламп предварительных каскадов? Я не увидел переменного резистора или делителя.

Vitaliy_N
Сообщения: 1617
Зарегистрирован: Сб сен 10, 2011 12:52 pm

Сообщение Vitaliy_N » Ср июн 27, 2012 10:27 pm

Все, уже прочитал. Могу лишь сказать одно - питание накалов выпрямленным напряжением в этом случае нецелесообразно.
Так обычно запитывают предварительные каскады с большим входным сопротивлением и высокой чувствительностью (до 30 мВ).
Фон легко побороть, запитав среднюю точку накала от делителя анодного напряжения, который должен обрызовать порядка 10-15 вольт, либо, если накал не имеет отвода от середины, установить параллельно переменный резистор и на его средний вывод подать напряжение с делителя. Тогда фона не будет. Накал к земле не подключать. Накал ламп ВК можно подключить одним выводом на землю.

Аватара пользователя
Тихий_Дон
Сообщения: 107
Зарегистрирован: Вт май 01, 2012 10:21 pm
Откуда: Киев, СССР. Андрей

Сообщение Тихий_Дон » Чт июн 28, 2012 9:49 am

Спасибо, Виталий. За похвалу и внимание к фотоснимкам.
1) Витые пары скручивал шуруповёртом, чтоб было красиво и держалось гарантировано. Иначе ж расползается. Только и всего.
2) Про конденсаторы не знал, К73 - это вот эти голубые? Может быть, но по факту это абсолютно незаметно.
3) О вопросе целесообразности. Как раз да, такой способ питания накала очень целесообразен. Вот если бы не было источника фиксированного смещения, то тогда вводить выпрямитель для накала - можно было б ещё подумать.
Да, насчёт потенциометра: я прекрасно знаю об этом способе борьбы с фоном ещё с советских времён. В самодельных ламповых супергетеродинах однажды, помню, долго боролся с фоном. Применял и заземление средней точки, и проволочный потенциометр, у которого движок заземлён, помню, как менялся тон фона при вращении ротора. В отличие от промышленных продуманных аппаратов, у меня тогда, 20-25 лет назад это плохо помогало. Конечно же, из-за несовершенства конструкции.
Но стоило только запитать две лампы от постоянки - лампу детектора и первую лампу УНЧ - фон как рукой снимало! Это ли не эффективность?
Естественно, не буду спорить про нецелесообразность таких решений в серийных аппаратах, с тиражами 100000-1000000 экземпляров. В этом случае перед запуском в серию создаётся несколько разных опытных образцов, где обкатываются решения компоновки, схем узлов и т.д., сравниваются. А у меня-то? В единичной самоделке? Всё оправдано, что эффективно.

В данном единичном экземпляре, не предназначенном для серийного выпуска, нужно было гарантированно получить эффект. При этом помня, что не будет никаких опытных обкаточных экземпляров, с несколькими вариантами предсерийных разработок. Стоимость плюс-минус 20 копеек никого не волновала. Поэтому я и применил дополнительный выпрямитель накала, он же выпрямитель для фиксированного смещения выходных ламп.

З.Ы. В первое сообщение добавил забытую ранее информацию о чувствительности со входов.

Ответить

Вернуться в «Мастерская, как она есть»