...как юный разрушитель превращается в юного радиолюбителя.

Модераторы: Radiomann, Gnat

Аватара пользователя
Andrey.I
Сообщения: 1734
Зарегистрирован: Вт июл 02, 2013 1:21 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

...как юный разрушитель превращается в юного радиолюбителя.

Сообщение Andrey.I » Пн фев 06, 2017 2:04 am

Однажды в комнате у сына, мальчика десяти лет, я с ужасом обнаружил раскуроченный паяльник. Мой старенький паяльник! :evil: Он у меня лежал как резервный. Выдохнул! Начинаю выяснять: зачем?! Оказывается, это было сделано для того, чтобы добыть нихром для создания выжигательного аппарата по дереву. Беседую, выясняю… В голове «каша» из роликов с ютуба, ампер и вольт. «Кашу» надо разгребать! Начинаю! В помощь приглашается мой старший сын, студент химического факультета МГУ.
У большинства из нас есть дети, внуки, и наверняка хочется передать им свой интерес и любовь к радио. Но с чего начать? Как маленькому мастеру наглядно объяснить достаточно сложные для него вещи? Мы попробовали, и вот что получилось.

Каждый, кто начинает заниматься электротехникой или электроникой, обязан знать и понимать Закон Ома. Его знание позволит нам легко определять значения силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.
А если не знаешь закон Ома – беда: ты не только не сможешь создать собственную электрическую схему (даже простую), но и запросто испортишь устройство, с которым будешь работать. А иногда это может оказаться опасным для жизни.
Закон Ома формулируется очень просто:
Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению, приложенному к этому участку, и обратно пропорциональна его сопротивлению.
«Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению» - это значит, что чем больше напряжение, тем выше сила тока.
«обратно пропорциональна его сопротивлению» - значит, чем больше сопротивление, тем ниже сила тока.
Математически это выражается простой формулой:

Изображение

где I – сила тока, U – напряжение, R – сопротивление.
Теперь разбираемся с понятиями: что такое сила тока, напряжение и сопротивление?
Электрический ток – это движение заряженных частиц (электронов) в проводнике. Его можно сравнить с движением воды по трубе.
Количество заряженных частиц, проходящее через сечение проводника за единицу времени, называется силой тока. Это как скорость потока воды: например, сколько литров вытекает из трубы за секунду.
Если один конец трубы с водой оказывается выше другого, то вода под давлением начинает течь от верхнего конца к нижнему. Причём, играет роль разность высот: чем она больше, тем больше давление воды. Так вот, напряжение на концах участка цепи можно сравнить с разностью высот двух концов трубы с водой.
А что такое сопротивление? Это свойство проводника оказывать сопротивление току, по-другому и не скажешь. Через один проводник ток идёт легко, через другой – электроны «протискиваются» с трудом. Это значит, что у первого проводника сопротивление маленькое, а у второго - большое.
Если представить две трубы, первая – с большим диаметром, а вторая – с маленьким, то становится понятно, что при одном и том же напоре воды через первую будет протекать больше воды, чем через вторую. Проводник с большим сопротивлением – как труба с маленьким диаметром.
Чтобы показать это на практике, создаём простую установку.

Изображение

А теперь, быстро выливаем воду в «воронку» и засекаем время.

Изображение

Останавливаем секундомер, как только воронка опустеет. У нас получилось, что стакан воды (примерно 250 мл) перетекает из «воронки» в бутылку за 12 секунд
Теперь посмотрим, как высота воронки влияет на время. Опустим воронку:

Изображение

Снова выльем то же количество воды в воронку и засечём время. На этот раз у нас получилось 17 секунд.
Вода стала течь по трубке медленнее. Через сечение трубки за то же время стало проходить меньше воды.
Что это означает для электрического тока? Меньше напряжение (высота) – меньше сила тока (скорость потока воды). И наоборот, больше напряжение – больше сила тока.

В следующем эксперименте, добавим «сопротивление». Перетянем гибкую трубку хомутом. Вот так:

Изображение

Изображение

Снова выльем то же количество воды в воронку и засечём время. Получилось 22 секунды.
Без хомута 17 секунд – с хомутом 22 секунды. Хомут уменьшил в одном месте сечение трубки и создал сопротивление току воды. Увеличилось сопротивление – уменьшилась сила тока!

А теперь берем в руки паяльник.

Изображение

Изображение

Сначала получилось что-то такое:

Изображение

Вот такая экспериментальная установка получилась в результате:

Изображение

Теперь можно перейти к измерениям.
Мы взяли первый резистор с сопротивлением R1 = 1 кОм. По показаниям вольтметра выставили напряжение на нём, равное 10 В. Проверили показания амперметра – сила тока оказалась равной 10 мА.
Ура! Кажется, получилось. Закон Ома выполняется. :)
Попробуем увеличить сопротивление. Поменяем резистор на другой с сопротивлением R2 = 1,5 кОм. Напряжение пока оставим неизменным.
Смотрим на амперметр и видим, что сила тока уменьшилась до 7 мА.
Мы увидели, что чем больше сопротивление, тем меньше сила тока. Это похоже на ту ситуацию, когда мы перетягивали хомутом гибкую трубку и таким образом уменьшали поток воды в трубке.
Снова установим первый резистор 1 кОм и попробуем посмотреть, как зависит сила тока от напряжения.
Следя за показаниями вольтметра, уменьшаем напряжение на резисторе в 2 раза, т.е. до 5 В.
Смотрим на амперметр. Теперь он показывает 5 мА, т. е. сила тока тоже уменьшилась в 2 раза!
Изображение

Уменьшили напряжение – уменьшилась сила тока. Тут можно вспомнить опыт с водой: опускаем воронку (уменьшается высота) – уменьшается поток воды. Результаты наших экспериментов занесли в таблицу:

Изображение

Чтобы проверить как все понялось, придумали задачку.
Во время межгалактического перелёта произошёл сбой в навигационной системе космического корабля, и он стремительно приближается к чёрной дыре. Нужно срочно починить один из приборов. Для его правильной работы необходимо, чтобы при напряжении 10 В сила тока в цепи составляла 4 мА. Ваша задача – как можно быстрее подобрать резистор с нужным сопротивлением, ведь от этого зависит спасение экипажа.:help:

Изображение

Проверяем на нашем стенде, всё работает. Ура!!! Мы спасены!!! :dance2:
После такого разъяснения закон Ома был усвоен, думаю, навсегда. Все это делалось несколько вечеров, как только понимал, что мальчик уставал, сразу закруглялись, зато на следующий день сам просил продолжить.
Когда закончили, спросил, что будем делать дальше, ответ - ламповый усилитель!!! :-D
С уважением, Андрей

Аватара пользователя
Алексей Сергеевич
Сообщения: 8828
Зарегистрирован: Чт мар 19, 2015 7:44 am
Откуда: Алматы
Контактная информация:

Сообщение Алексей Сергеевич » Пн фев 06, 2017 3:30 am

Ой какая классная темка!
У меня двое, дочь и сын. Доче уже 12 лет, а сыну летом 6 исполнится.
Так что я по любому в теме.
Наверно до лампового усилителя, первым необходимо узнать юному технику что такое:
транзистор, диод, предохранитель, трансформатор, конденсатор, потенциометр, остальные спецприборы со временем изучите.
Я помню батя мне сунул схемку генератора НЧ, на двух транзисторах, одном кондере и одном потенциометре. Транзисторы МП37 и МП42 брали, кондер 0.01 мкф, батарея 4.5 волта, моя любимая батарея. Я кучу самоходок ей питал, да и вообще всякие свои детские изобретения.
На начало я думаю вам чуточку теории по деталькам, там и книжечку про лампули можно осилить. Что такое радиолампа, как она работает, из чего состоит. Ну мне попадалась, там такие классные советские рисунки были.
Как в детских энциклопедиях. Вот это парню я думаю точно надо будет прочитать. ЧТобы он понял что на что влияет. А я если найду схему этого нч генератора, обязательно сюда вставлю.
НУ юные техники, спасибо вам за ваш урок!
Удачи вам!

Аватара пользователя
mika
Сообщения: 504
Зарегистрирован: Сб фев 22, 2014 11:00 pm
Откуда: Севастополь

Сообщение mika » Пн фев 06, 2017 4:19 am

:thumbs_up Изображение
Максим

Аватара пользователя
Алексей Сергеевич
Сообщения: 8828
Зарегистрирован: Чт мар 19, 2015 7:44 am
Откуда: Алматы
Контактная информация:

Сообщение Алексей Сергеевич » Пн фев 06, 2017 11:24 am

Как и обещал, выкладываю.
Изображение
берите любые транзисторы, наши МП37 МП42, кт315 кт361, хоть какие подобные.
А вот еще полезный постер на стену, всегда выручает меня.
Изображение

Аватара пользователя
Radiomann
Сообщения: 8043
Зарегистрирован: Чт мар 03, 2011 11:02 pm

Сообщение Radiomann » Пн фев 06, 2017 12:35 pm

Алексей Сергеевич, ваш постер очень полезная вещь для юных.
Его бы в большем разрешении найти, чтобы каждый мог распечатать
и хоть, как у Вас, на стенку.
Кутник Фёдор Фридрихович.
Ищу заднюю крышку VEF-Spidola или Spidola. Можно корпус-донор.

https://www.youtube.com/watch?v=65jaKGOuNs0
https://www.youtube.com/watch?v=ovkn_8sFfes

Аватара пользователя
Алексей Сергеевич
Сообщения: 8828
Зарегистрирован: Чт мар 19, 2015 7:44 am
Откуда: Алматы
Контактная информация:

Сообщение Алексей Сергеевич » Пн фев 06, 2017 1:14 pm

Radiomann
Приветствую Федор Фридрихович!
Его можно сделать в любой векторной программе.
Corel Draw AutoCAD не важно, главное что на обычном А4 принтере
печатается и склеивается нужного размера.
У меня на стене висит А4 размер.
Когда надо, я раз глянул и уже уверен.

Аватара пользователя
Andrey.I
Сообщения: 1734
Зарегистрирован: Вт июл 02, 2013 1:21 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Andrey.I » Пн фев 06, 2017 1:27 pm

Алексей Сергеевич
Спасибо большое!
Обязательно соберем. Помню в школьные годы собирал такую штуку, принес в школу, у моего одноклассника был передатчик с приемником для радиоуправляемых моделей, по-моему две команды всего. соединили, спрятали в телевизор в кабинете географии, урок был сорван. Но и получили мы крепко - к директору вызывали. :-D
Есть ещё простой способ запомнить закон Ома.

Изображение

Присоединяюсь к просьбе Фёдора Фридриховича.
P.S. Закон Ома обьяснить получилось, а вот как рассказать , что такое мощность, наглядно с аналогиями не могу придумать. :dash:
С уважением, Андрей

Аватара пользователя
Алексей Сергеевич
Сообщения: 8828
Зарегистрирован: Чт мар 19, 2015 7:44 am
Откуда: Алматы
Контактная информация:

Сообщение Алексей Сергеевич » Пн фев 06, 2017 1:46 pm

Andrey.I
Ну я думаю справитесь, не все сразу же впихнуть в голову молодую.
Как бы не хотелось, тут тоже закон Ома работает :-D
Вот вы знаете, я еще обнаружил что и взрослым трудно объяснить что
такое мощность.
На примере тех же машин, не могут понять что такое мощность и что такое крутящий момент. Это конечно не электричество, но это все аналогия. Мощность проще понимать как количество энергии за промежуток времени, а вот крутящий момент это уже сила приложенная
к моменту вращения. Вы не поверите, но не соображают. Но вот когда начинаешь еще дольше рассказывать про коробку передач, и выход из нее момента и сопоставлять с их понятием л.с. Потому что что мол чем больше л.с. тем тяжелее груз можно сдвинуть :-D
Типа спорт кары такие мощные, столько л.с. у них, они же должны порвать кого угодно. Тот же ЗИЛ или ГАЗ в тяге груза. :-D
Так что мощность это по мимо произведения тока на напряжения и другие области физики затрагивает. Но в любом случае это кол-во энергии за промежуток времени. У нас на форуме есть учителя, должны подсказать как проще объяснить детям. А то мы то понимаем, а надо чтобы и детки уяснили.

alex-551
Сообщения: 2323
Зарегистрирован: Чт май 22, 2014 8:03 pm
Откуда: Брест

Сообщение alex-551 » Пн фев 06, 2017 1:53 pm

В последующем может пригодиться книга: Р.Сворень Шаг за шагом
Усилители и радиоузлы
изд. детская литература 1965г.
Александр Петрович, Брест.

Аватара пользователя
Andrey.I
Сообщения: 1734
Зарегистрирован: Вт июл 02, 2013 1:21 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Andrey.I » Пн фев 06, 2017 2:00 pm

Алексей Сергеевич писал(а):Так что мощность это по мимо произведения тока на напряжения и другие области физики затрагивает. Но в любом случае это кол-во энергии за промежуток времени.
В этом то и основная сложность.
alex-551
Спасибо, засмотрим. :)
С уважением, Андрей

Аватара пользователя
Алексей Сергеевич
Сообщения: 8828
Зарегистрирован: Чт мар 19, 2015 7:44 am
Откуда: Алматы
Контактная информация:

Сообщение Алексей Сергеевич » Пн фев 06, 2017 2:11 pm

Andrey.I
на конфетах давайте!
ну скажем 10 конфет в неделю, где энергия это конфеты, а время это про неделю. Вот мне так кажется не плохо будет понимать. :)

Ведь по аналогии если брать, то мощность производства так же можно рассмотреть. 100000 автомобилей к примеру в год. Это хоть чем замени, такое понятие о мощности и должно быть.

Лаборант
Сообщения: 94
Зарегистрирован: Сб дек 12, 2015 8:31 am
Откуда: Detmold

Сообщение Лаборант » Вт фев 07, 2017 12:16 pm

Давно озабочен подобной темой. У самого дома три таких "разрушителя": 3, 7 и 9 лет.
Изображение
Пора приобщать к осмысленному творчеству, но многое упирается в "квартирный вопрос" - элементарно нет свободного места, не то что для игры, но и для выполнения школьных заданий. Но нужно искать выход, дальше будет только хуже. И вот, по мотивам вот этого и других (оригинальных) источников:
http://nanoalert.ru/content/view/543/36/
https://www.youtube.com/watch?v=VJlg7Qpqytw
изготовил поднос радиолюбителя (дети помогали :D )
Изображение
Поднос убирается под стол:
Изображение
Материалом послужил такой вот изношенный столик для пеленания - внутри лист мдф как раз в размер:

Изображение

Аватара пользователя
Andrey.I
Сообщения: 1734
Зарегистрирован: Вт июл 02, 2013 1:21 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Andrey.I » Ср фев 08, 2017 12:39 am

По этой схеме пришло справедливое замечание от нашего форумчанина, за что ему огромное спасибо!
Изображение
И действительно, схема измерения НЕ ВЕРНАЯ, если брать резистор с маленьким сопротивлением, то амперметр вносит ошибку в измерения. При долях Ома будет большая погрешность.
Правильно так:

Изображение

Это оказалось удачной ошибкой! :-D У нас появилась возможность показать юному "разрушителю" влияния приборов на результат измерения. Была проделана работа над ошибками, в ходе которой было понято ещё что такое параллельное и последовательное соединение сопротивлений.
Наши записи замеров:

Изображение

Лаборант
С подносом радиолюбителя, классная идея!
Мне пришлось ставить раскладной стол, ходить стало сложнее, но радио прежде всего! :-D
С уважением, Андрей

Аватара пользователя
Алексей Сергеевич
Сообщения: 8828
Зарегистрирован: Чт мар 19, 2015 7:44 am
Откуда: Алматы
Контактная информация:

Сообщение Алексей Сергеевич » Ср фев 08, 2017 8:30 am

Итак всем кому нужен постер на стену, вот ссылка на качественный растр и исходник вектор в Кореле, так что не стесняемся, берем и пользуемся.
https://cloud.mail.ru/public/Kpur/W1Kih5qb5

Medoff
Сообщения: 504
Зарегистрирован: Пн окт 12, 2015 9:53 pm
Откуда: Челябинск

Сообщение Medoff » Ср фев 08, 2017 11:50 am

Трепетно отношусь к Таким детям, в отличие от романтиков- "украл, выпил, в тюрьму".
Всем знакомым, приобщающим детей к радио, "читаю" ужастики на тему Техника безопасности, приводя примеры из личной практики о влиянии на организм электричества разных частот.
И рекомендую начинать с транзисторов, низковольтных схем. А лампы в исключительных случаях и только в обесточенном состоянии, если надо включить, зови меня.
Александр

Ответить

Вернуться в «Обо всем и на любую тему»